Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Общество Иван Бондаренко

В России появится рейтинг доступности банков

Центробанк составит рейтинг доступности российских банков для людей с инвалидностью

Центральный банк РФ разработает критерии оценки кредитных организаций по уровню доступности оказываемых ими финансовых услуг для людей с различными формами инвалидности, сообщает пресс-служба регулятора. Эта работа будет проводиться Банком России совместно с представителями банковского сообщества и общественными организациями, объединяющими людей с инвалидностью.

Инициатива создания рейтинга доступности банков для людей с инвалидностью принадлежит председателю Банка России Эльвире Набиуллиной. Это предложение поддержали руководители десяти крупнейших банков страны.

В настоящее время при Банке России создана специальная рабочая группа по обеспечению доступности банковских услуг для людей с инвалидностью. Результатом ее деятельности стало создание дорожной карты, позволяющей выявить барьеры, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью при получении финансовых услуг, а также путей преодоления таких барьеров. Были также разработаны рекомендации по обеспечению доступности услуг банков для людей с инвалидностью и пожилых клиентов.

По словам Набиуллиной, создание безбарьерной среды в кредитных организациях России и доступность финансовых услуг в них для людей с инвалидностью является одним из приоритетных направлений работы Банка России. Она также отметила, что при внедрении новых технологий и цифровых услуг необходимо учитывать особенности людей с различными формами инвалидности. В своей работе в данном направлении Центробанк будет активно сотрудничать с Минтруда РФ, ведущими профильными вузами страны, общественными организациями инвалидов.

Руководитель службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута сообщил, что в настоящее время создан отдельный канал для обработки жалоб и обращений людей с инвалидностью. Сотрудники Банка России будут отслеживать работу банков с клиентами с инвалидностью и возникающие при этом сложности, отмечать основные тенденции при обслуживании таких потребителей в финансовых организациях.

Ранее мы сообщали, что результаты исследования 40 ведущих российских банков, проведенного аналитическим центром НАФИ и Финпотребсоюзом, свидетельствуют о том, что большинство из них не готовы обслуживать людей с инвалидностью. Данное исследование также показало, что ни один из этих банков не адаптирован полностью для обслуживания клиентов с различными категориями инвалидности - по слуху, зрению, с поражением опорно-двигательного аппарата и т.п. Обращает на себя внимание тот факт, что показатели, являющиеся критичными для людей с инвалидностью, оказались невысокими абсолютно у всех 40 ведущих банков России.

Мы также писали о том, что приспособленность банков для людей с инвалидностью станет серьезным критерием при их оценке Центробанком РФ в рамках поведенческого надзора. За неисполнение своих предписаний в отношении доступности кредитной организации для клиентов с инвалидностью Центробанк может лишить ее лицензии.