Общество Алиса Орлова

Инвалидам станет проще летать

Теперь они не должны платить авиакомпаниям за свою коляску и могут путешествовать без сопровождающего

Фото: xpgomes13 / Flickr

Минтранс России изменил правила воздушных перевозок для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Изменения вводятся новым приказом.

Что изменилось

  • Перелет незрячего пассажира (с собакой-поводырем или без) или лишенного слуха без сопровождающего больше не нужно предварительно согласовывать с перевозчиком при бронировании билетов
  • Для пассажиров в коляске, на носилках, незрячих или лишенных слуха вообще больше не обязателен сопровождающий
  • Вводится обязательное сопровождение ребенка-инвалида до 12 лет, раньше сопровождающий был нужен для детей в возрасте до двух лет
  • Вводится обязательное сопровождение для пассажиров, лишенных зрения и слуха одновременно. Такие пассажиры ранее могли летать под наблюдением перевозчика, если это разрешали правила авиакомпании
  • Кресло-коляска и иные вспомогательные устройства для передвижения инвалидов перевозятся на борту самолета бесплатно. Вес кресла-коляски не учитывается при расчете зарегистрированного багажа.

Проблемные пассажиры

Соблюдение прав людей с ограниченными возможностями при авиаперевозках обеспечивают Конституция РФ, Международная Конвенция ООН о правах инвалидов и Воздушный кодекс РФ. Тем не менее, проблемы при перелетах инвалидов случаются регулярно.

15 октября 2015 года рейсом «Аэрофлота» из Шереметьево не смогла улететь дизайнер Светлана Нигматуллина, возвращавшаяся в Калининград после участия в Неделе высокой моды. Ей сообщили, что инвалидная коляска — «негабаритный груз». В 2014 году 8-летнюю девочку из России, летевшую на лечение, не пустили в самолет словенской компании Adria Airways из-за того, что вес коляски превышал предельный вес багажа. В 2012 году на борт Air Berlin не пустили делегацию из шести российских колясочников и семи сопровождающих, летевшую на конгресс инвалидов в Берлин. Внутренние правила авиакомпании разрешали размещать не более двух инвалидов. Таких случаев — немало в прессе.

Знаковое дело

30 июня 2008 года сотрудник региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Наталья Присецкая должна была вылететь в командировку во Владикавказ. Но девушку в коляске отказались пустить на борт самолета из-за отсутствия сопровождающего. Сотрудники авиакомпании S7 ссылались на приказ Минтранса, запрещающий человеку в коляске находиться на борту без сопровождающего. В результате Наталья улетела самолетом другой авиакомпании, а потом обратилась в суд и потребовала взыскать с ответчика — ОАО «Авиакомпания Сибирь» (S7) — миллион рублей за моральный ущерб. Суд согласился с тем, что в отношении Натальи была проявлена дискриминация, и назначил компенсацию за моральный ущерб — 50 тысяч рублей.

С тех пор Наталья больше не летала. После выигранного суда она родила ребенка, сегодня занимается общественной работой в Москве. Протестировать новые правила авиаперевозок она планирует этим летом, собираясь выбраться с семьей на отдых.

«Этот приказ решает проблемы инвалидов, - говорит адвокат Диана Сорк, которая вела дело Натальи Присецкой, - Фактически авиакомпания устраняется из процесса принятия решения по сопровождению: если инвалид желает, то с ним может ехать сопровождающий, если нет - путешествует один».