Общество Юлия Уракчеева

Бизнес? Очень

Как социальный проект для людей с особенностями развития стал коммерчески успешной компанией
Тимур Штроман. Голубые объятия / naivno.com

Тимур Штроман. Голубые объятия / naivno.com

Кто ищет сувенир на память о прошедшем Чемпионате мира по футболу и достойном выступлении российской сборной? Неожиданно, но лучше всего на этот спрос отреагировали не гиганты сувенирной индустрии, а социальное предприятие “Наивно? Очень” с серией тематических принтов по рисункам особых художников. Тут вам и “Усы надежды”, и “Нога Акинфеева”, и “Дзюба”, на футболках, сумках и свитшотах. Проект актрисы Нелли Уваровой и ее единомышленницы Елены Вахрушевой, созданный в 2010 году для помощи людям с аутизмом и психоневрологическими нарушениями, сейчас живет по рыночным законам — старается предлагать актуальное, отвечать на спрос. Но миссия остается неизменной: дать людям с особенностями развития возможность проявлять себя, становиться самостоятельнее и зарабатывать.

По собственному определению,“Наивно? Очень” — это первое в России самоокупаемое социальное предприятие, где люди с психоневрологическими нарушениями получают возможность зарабатывать на жизнь своим талантом. Сейчас, через восемь лет после основания, на примере этой компании можно увидеть, как социальный проект может стать коммерческим ради своей некоммерческой цели.

img

Фото: naivno.com

Миссия: достойная жизнь для особых людей

Вопрос, на который стремится дать ответ “Наивно? Очень”: как может складываться жизнь людей с аутизмом, с тяжелыми ментальными расстройствами, могут ли они стать (относительно) самостоятельными?

Просто и прямо об этом написано на сайте проекта: “Пока живы их родители — они защищены. Но родители, любящие и заботливые, стареют и уходят. Остаётся государство, которое почти ничего не может предложить своим «невыросшим» гражданам, кроме психо-неврологического интерната. Довольно страшная перспектива. В нашей стране людям с нарушениями интеллектуального и психического развития практически невозможно найти место, где они могли бы учиться, получить профессию и самостоятельно зарабатывать деньги”.

Идея возникла, когда Нелли Уварова познакомилась с воспитанниками “Особых мастерских” Технологического колледжа № 21. Хотелось им помогать — причем устойчиво, долгосрочно. Проект “Наивно? Очень” начался с организации художественной мастерской, где молодые люди с особенностями развития стали рисовать — сначала только то, что хочется, постепенно обучаясь творить на заказ по определенной теме. Затем рисунки снабжают забавными подписями, подбирают цвета для выигрышного фона, и наносят принты на футболки, кружки, подушки, сумки и значки.

img

Фото: naivno.com

Сотрудников на трудовых договорах и стажеров художественной мастерской всего около пятнадцати человек. Желающих гораздо больше, но “Наивно? Очень” не стремится трудоустраивать массово.

«Нам важно опробовать и внедрить очень устойчивую модель трудоустройства, обеспечивать нашим ребятам достойный и стабильный заработок, — говорит Елена Вахрушева. — Цель в том, чтобы они не попали в психоневрологические интернаты. В идеале мы стремимся организовать сопровождаемое проживание. Как это может выглядеть? Как дом, где на первом этаже располагаются мастерская и магазин, а наверху квартиры художников».
img

Фото: naivno.com

Только бизнес, только хардкор

“Наивно? Очень” зарегистрировано как ООО и не имеет льгот от государства.

“Я не могу одной рукой выстраивать конкурентоспособную компанию, а другой просить благотворительных пожертвований”, — говорит Елена.

Хотя социальные предприятия в России нередко используют именно эту смешанную модель финансирования, “Наивно? Очень” стал редким примером чисто рыночного подхода. Ищут партнеров, но не благотворителей.

Проект не все время рос. Команда пробовала разные подходы.Принципиальная перемена произошла, когда от продажи только уникальных работ перешли к тиражной продукции. С 2014 года начала выстраиваться нынешняя бизнес-модель — та, что именно про бизнес.

Как говорила тогда Нелли Уварова, “мы решили сделать вид, что у нас все хорошо и мы крутой коммерческий проект, несмотря на то, что не справлялись, но боялись потерять наших ребят, и сняли помещение по коммерческой стоимости. Мы все время ставим перед собой невыполнимые задачи, а потом их выполняем”.

img

Фото: naivno.com

Чтобы выгодно показать себя, быть заметными, делиться своей историей, в 2015 году открыли магазинчик на территории Artplay. И это сработало — окупились меньше чем через год.

Сейчас у «Наивно? Очень» есть опыт работы с онлайн-площадками Ozon.ru и Wildberries, выполнения больших корпоративных заказов под праздники, применения эффективных маркетинговых инструментов, инвестирования заемных средств в оборудование.

Планы на будущее? Работа над качеством, создание собственной розничной сети, расширение предложения. Елене нравится идея выпускать книги под брендом “Наивно? Очень”, например, это могло бы быть подарочное издание Хармса, с рисунками Тимура Штромана. Тимуру 19 лет, у него аутизм и талант.

img

Фото: naivno.com

Востребованное искусство

Искусство — это третья грань проекта, помимо социальной и предпринимательской. Конечно, прежде всего живопись важна для “Наивно? Очень” как терапевтический механизм. Она гармонизирует, радует, развивает. Видя, что его работы нужны и покупаются, человек с особенностями развития расправляет плечи и чувствует себя нужным. Но гипотеза уже доказана: работы особых художников находят спрос. Товар запоминается, у многих серий есть свои фанаты. Кому-то нравятся принты за счет сочетания оригинальной картинки и подписи (“Фрики РФ”, “Правду лучше говорить из танка”, “Hey, bro!”), кто-то покупает декоративные подушки и живопись. Картины, кстати, остаются сейчас единственной не тиражной продукцией, представленной в каталоге.

Все авторы представлены на сайте, у каждого виден свой стиль. Авторы новой футбольной серии — уже известные мастера Тимур Штроман и Роман Горшенин. Михаил Кузнецов открыл в себе талант художника не сразу, но сейчас он один из самых популярных авторов рисунков. Дмитрий Кошенский создал рисунки "Барсук" и "Броненосец в потёмках", тоже пользующиеся большим спросом. Дарья Шабратова — автор стильных геометрических принтов и один из иллюстраторов книги “Жизнь замечательных идей”.

Художники “Наивно? Очень” принимали участие во многих московских выставках: в галерее Арт Наив, на Винзаводе, в Еврейском музее и центре толерантности, в театре Ермоловой, их работы пополнили коллекции Николая Цискаридзе, Гарика Мартиросяна и многие другие частные собрания.

Ведь сотрудники и ученики “Наивно? Очень” вполне могут быть названы представителями наивного искусства, течения, признанного с конца 18 века. Разница только в том, что для особых художников стиль наив — не выбранный, а единственно возможный. Как единственно возможен для них особый мир — добрый, открытый, простой.

img

Фото: naivno.com

Цикл публикаций о социальных предпринимателях подготовлен совместно с проектом “Начни иначе” — программой развития для социальных предпринимателей, которые трудоустраивают людей с инвалидностью или стремятся улучшить условия их жизни. Программа организована Росбанком в сотрудничестве с Impact Hub Moscow.