Общество Everland

"Хотел сделать с балкона съезд на улицу". Один день из жизни инвалида на коляске в городе

Результаты исследования DisQuestion о доступности услуг для людей с инвалидностью
Фото: Everland

Фото: Everland

Качество домов с точки зрения доступности для людей с инвалидностью остается на крайне низком уровне. При этом именно отсутствие возможности выйти из собственной квартиры — одна из самых острых проблем, лишающая смысла многие другие улучшения городской инфраструктуры. Люди инвалидностью в рамках исследования DisQuestion поделились личным опытом о том, с чем им приходится сталкиваться каждый день, и рассказали, почему нельзя закрывать глаза на нарушение своих прав.

DisQuestion-2018 – первое исследование доступности услуг для людей с инвалидностью в России, его организатор – социальный инклюзивный бизнес-проект Everland. В рамках исследования оценивались шесть сфер: финансовая, туристическая, телеком, ритейл, жилье и инфраструктура, кафе и рестораны. В экспертную группу вошли 27 человек с различными формами инвалидности из фондов «Со-единение» (поддержка слепоглухих), АНО «Белая трость» (помощь незрячим людям), Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих, компаний Oriense (производитель систем технического зрения для слепых и слабовидящих) и самого Everland. DISLIFE выступает информационным партнером.

Вячеслав Егоров, 37 лет. Юрист и контент-специалист Everland. У Вячеслава сложная форма ДЦП. Онпередвигается на коляске, все делает ногами, имеет семью и двоих детей, ведет активный образ жизни.

Мы специально искали квартиру на первом этаже, чтобы я мог самостоятельно выезжать на электроколяске. Администрация города Новомосковска в Тульской области и партия «Единая Россия» (ее тульские руководители являются и руководителями тульского «Газпрома») обещали помочь с пристройкой балкона со съездом на улицу, поскольку в подъезде все-таки есть три ступеньки до квартиры. Для чего нужен такой балкон? На балкон я могу выйти сам, сесть в коляску и поехать на улицу, не напрягая супругу. А так жене приходится откидывать пандус, помогать мне спуститься по нему, сажать меня на скамейку, поднимать пандус, вывозить тяжелейшую электроколяску на улицу, и только тогда я сажусь в нее. По возвращении супруга проделывает все заново, только в обратном порядке.

Всю зиму 2016-2017 года администрация города составляла смету, которую передали в «Газпром». Но «Газпром» одобрил 100 000 рублей, а по смете сумма составляет 552 630 рублей 50 копеек.

Тогда я обратился в Министерство труда и соцзащиты Тульской области, где мне посоветовали благотворительный фонд «География добра» в Костроме. Фонд увеличил сумму сбора до 663 150 рублей с учетом организационных затрат. Однако за год удалось собрать всего 18 204 рубля.

Я писал и губернатору Тульской области, и президенту, и депутатам Госдумы, и в Общероссийский народный фронт, и Уполномоченному по правам человека при президенте Татьяне Москальковой. Обращения к президенту возвращались в итоге к главе Новомосковска Вадиму Жерздеву, а от него приходили лишь ответы с отпиской.

Летом прошлого года я был на личном приеме у главы администрации города. Он сказал, что средств нет, но мое дело находится на контроле у губернатора. Еще мне тогда сказали, что в Тульской области нет закона о создании комиссии по обследованию жилья и признания его непригодным для проживания инвалида.

Квартиру мы покупали в ипотеку. Сколько нам дали денег, на столько мы и смогли купить жилье, добавив материнский капитал. Мы бы с удовольствием переехали в адаптированное жилье, но пока ипотека не погашена, мы не имеем права ничего делать с квартирой.

В феврале этого года все-таки была создана комиссия по обследованию жилья на предмет непригодности для проживания инвалида. Ко мне пришли из администрации, все измерили, все осмотрели. Однако результаты проверки неизвестны нам до сих пор.

Тем не менее я не отчаиваюсь и считаю, что не нужно бояться решать проблемы. Касаются ли они установки пандуса или обустройства дорожек возле дома.

Еще один пример из жизни в подтверждение того, что старания в результате не проходят даром. Недалеко от нашего дома был «Автосупермаркет» с очень крутым подъемом на пешеходной дорожке. В итоге и сам «Автосупермаркет», и дорожку к нему приходилось объезжать по проезжей части. Когда мы обратились к руководству магазина с просьбой сделать подъем более пологим, нам ответили, что земля под магазином принадлежит городу, и все вопросы нужно адресовать городской администрации.

В администрации городе в свою очередь ответили, что собственниками земли под «Автосупермаркетом» являются владельцы магазина. И только после обращения в СМИруководство магазина приняло меры и подъем на пешеходную дорожку стал пологим – это случилось буквально на следующий день после выхода сюжета. Хотя нам они заявили, что решение сделать подъем доступным для инвалидов и мам с колясками было принято на собрании руководства магазина.

На самом деле, собственникам «Автосупермаркета» грозил штраф. За благоустройство прилегающей к магазинам и аптекам территории отвечают собственники заведений, поэтому для устранения недостатков нужно обращаться непосредственно к владельцам. А в случае, если магазин или аптека принадлежат городу, ― в администрацию города.

В то же время в рамках границ придомовой территории и общедомового имущества все вопросы решаются на собрании собственников. За рамками придомовой территории и общедомового имущества ― исполнительными органами власти. В частности, в Москве эти вопросы решаются на уровне управ районов и префектур округов.

Айслу Асан, 36 лет. Контент-специалист Everland, передвигается на коляске, мама троих детей.

Самая большая проблема для людей на коляске — выйти из своей квартиры. Лифты в старых домах имеют узкий дверной проем. Даже коляска с шириной сиденья 38 см с трудом входит в лифт, иногда приходится снимать подставки под ногами, чтобы дверь за тобой закрылась.

Когда выходишь из лифта, появляется еще одно препятствие — ступени до двери подъезда. Тут у колясочников есть свои трюки: сопровождающий наклоняет коляску назад, чтобы приподнять передние колеса и спустить по ступеням на задних. Понятно, что если ступени высокие, спуск будет жестким. Важно, чтобы сопровождающий мог удержать коляску, чтобы ее вовсе не понесло вниз.

Следующее препятствие — дверь подъезда, которую кто-то должен держать открытой, либо ее нужно закреплять, чтобы она не захлопнулась.Если выйти из подъезда удалось, следующий шаг – спуститься по ступенькам крыльца, перед которыми довольно часто стоит машина соседа. Тогда для того, чтобы проехать на коляске, просто не хватает места.

Попасть на детскую площадку, где играет твой ребенок, тоже невозможно — она отделена от дороги во дворе высоким бордюром.

А для инвалидов, которые сами водят машину, не всегда остаются свободные места на парковке. Поэтому зачастую приходится парковаться, где придется. Тогда ямы и неровности по дороге от машины или до нее становятся настоящей полосой препятствий.

На основе личного опыта экспертов с инвалидностью в рамках проекта DisQuestion разработана инфографика с рекомендациями, каким должен быть дом и двор для проживания незрячих жителей и людей, передвигающихся на коляске.

img

Инфографика: Everland

Полная версия исследования доступна на сайте disq.evland.ru. Впереди второй и третий этапы, которые включают в себя онлайн-опрос, обсуждение с широкой аудиторией и подведение итогов. Вы можете рассказать о своем опыте и принять участие в опросе.

Ранее DISLIFE публиковал результаты исследования по доступности супермаркетов. А также комментарии экспертов рынка недвижимости о том, можно ли сделать жилье доступным для инвалидов.