Общество Андрей Ковалев

ЕГЭ: вчера, сегодня, завтра

Каким был Единый государственный экзамен раньше, каким он стал сейчас и что его ожидает в будущем

Фото: Виктор Погонцев / Фотобанк Лори

В этом году Единому государственному экзамену исполняется 15 лет. Восемь из них ЕГЭ обязателен для выпуска из школы и поступления в вуз. Dislife изучил, как менялся экзамен и почему профессиональное сообщество до сих пор диаметрально расходится в своем отношении к ЕГЭ.

Вопреки расхожему мнению о том, что Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – дитя нулевых, первые разговоры о необходимости введения единого государственного экзамена появились в конце 90-х годов. В школах начали активно экспериментировать с тестовыми заданиями, а в правительстве – готовить нормативно-правовую базу для будущего экзамена.

О ЕГЭ говорилось в программе тогда министр образования Владимира Филиппова «Модернизация российского образования на период до 2010 года», которую он представил в 2001 году. С этого же года ЕГЭ начала проводиться в качестве эксперимента. Каждый раз этот эксперимент охватывал все больше регионов, а в 2009 году стал обязательным для всех выпускников страны.

Перед ЕГЭ ставилось несколько утилитарных задач. Главным образом, это унификация требований к выпускникам школ по всей стране и уменьшение коррупционной составляющей, так как тестовую часть проверяет компьютер, а задания с развернутым ответом зашифрованы и проверяются комиссией в другом регионе. Согласно данным барометра коррупции “Transparency International - Россия” за 2007 год, система высшего образования занимала второе место по уровню коррупции, уступая лишь правоохранительным органам. Эти данные основаны на социологическом исследовании, в котором приняли участие 1573 человека в возрасте от 15 лет. У них спрашивали, приходилось ли им за последний год сталкиваться с вымогательством взяток в тех или иных институтах и организациях и давать взятки самому. Также респондентов просили оценить по пятибалльной шкале уровень коррумпированности тех или иных государственных и общественных институтов.

Однако при всех доводах в пользу ЕГЭ этот экзамен расколол общественность и профессиональное сообщество пополам. Например, ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий еще в 2004 году заявил, что ЕГЭ может превратить вузы в «кузницы посредственностей». Один из авторов идеи ЕГЭ, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, напротив, считает, что Единый государственный экзамен открывает двери лучших столичных вузов талантливым выпускникам из провинции: "С введением ЕГЭ возможность поступления в вузы увеличилась на порядок... В среднем в два раза выросла доля иногородних студентов в Москве, и Санкт-Петербурге"

Изменчивость

«ЕГЭ, который был пять лет назад, сильно отличается от нынешнего экзамена. Это мешает всем – учителям, ученикам и вузам. Мы находимся в стадии непрерывного реформирования. Так нельзя жить, - говорит заместитель директора по науке лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи.

За годы своего существования ЕГЭ действительно многократно менялся. Первоначально каждый экзамен состоял из трех частей. Первая часть А - это тестовые задания с выбором ответа из четырех вариантов. Часть В предполагает краткий ответ. Это может быть решение задач, уравнений и неравенств по математике (в бланке нужно указать только ответ), вопросы на знание синтаксиса и морфологии по русскому языку или задание соотнести исторических событий с датами. Например, в задании части В из демонстрационного варианта ЕГЭ-2010 по русскому языку просят в тексте найти “предложение с обособленным согласованным распространённым приложением”.

Часть С - это задания с развернутым ответом. В экзамене по русскому - это сочинение, по математике - задания, где нужно записать весь ход решения. Многие задания части С требуют от ученика рассуждений: “Назовите любые три экономические функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них” (демо-вариант ЕГЭ-2010 по обществознанию).

Критики экзамена больше всего были недовольны заданиями с выбором ответа. Зачастую, особенно до 2009 года, когда ЕГЭ еще не был обязательным и проводился в качестве эксперимента, в тестах по истории и литературе спрашивали незначительные факты, не влияющие на понимание исторического процесса или литературного произведения. Так, вопросы о цвете платья Наташи Ростовой или породе собачки Муму стали притчей во языцех противников ЕГЭ. Но часть А уже убрали из нескольких экзаменов: по литературе, русскому и математике.

В 2014 г. задание части В в демонстрационном варианте ЕГЭ по литературе уже выглядело так: “Старший Кирсанов и Базаров [Тургенев, “Отцы и дети”] с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?” (правильный ответ - “антитеза”).

Там же, где часть А осталась, она существенно изменилась. «Экзамен становится лучше год от года, - рассказал Dislife Андрей Гречко, молодой преподаватель истории и обществознания, готовящий выпускников к сдаче ЕГЭ. – Например, в экзамене по истории заданиях с выбором правильного ответа школьнику теперь нужно прилагать больше усилий, чтобы дать правильный ответ, поскольку угадать 3 из 6 гораздо сложнее, чем один правильный вариант из четырех». Впрочем, из экзамена по истории часть А уже исчезнет в этом году, как и из экзаменов по обществознанию, информатики и географии.

В ЕГЭ по математике еще и упростилась часть В. Некоторые задания оттуда представляют собой житейские арифметические задачки уровня средней школы, тогда как еще в 2008 году проверялись знания исключительно по темам алгебры, геометрии и тригонометрии старших классов.

Упрощение ЕГЭ

Еще одна спорная мутация ЕГЭ случилась в прошлом году. Экзамен по математике разделили на два уровня – базовый и профильный. Базовый экзамен сдают те, кому нужно просто получить аттестат, а также абитуриенты гуманитарных специальностей. Школьники, которым математика понадобится для поступления в вуз, сдают профильный ЕГЭ по математике. «Но вся беда в том, что профильный ЕГЭ начал сползать по сравнению с тем, что был до этого, а базовый уж совсем никакой. Это разделение привело к снижению планки», - возмущается замдиректора лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи.

Планка эта снижается и потому, что многие ученики в противном случае просто не получат аттестат. В 2014 году минимальный порог, который нужно преодолеть, чтобы закончить старшие классы, составлял 24 балла по математике и 36 баллов по русскому языку. Когда экзамен проверили, оказалось, что 20% выпускников просто не получили бы аттестат. Рособрнадзору пришлось снизить минимальный порог до 20 баллов по математике и 24 баллов по русскому языку. После введения базового ЕГЭ по математике слабые ученики, скорее, будут выбирать его и процент не преодолевших минимальный порог уменьшится.

В 2016 году планировалось разбить на два уровня и экзамен по русскому языку, однако это предложение было отклонено. Главный аргумент в том, что все выпускники должны знать русский язык одинаково хорошо. Но единого мнения по поводу разделения экзамена по русскому языку на два уровня нет. Например, старший преподаватель кафедры русского языка РГГУ Мария Ровинская относится к этой идее не так скептически: «Было бы неплохо, если бы это произошло, но ничего страшного, что это не случилось. Если бы ЕГЭ разделили на два уровня, было бы удобнее с некоторой точки зрения, потому что русский язык в полном объеме наши школьники изучают до 9 класса и в 10-11 повторяют полный курс». Никакой катастрофической ситуации с уровнем подготовки выпускников, по словам Ровинской, после введения ЕГЭ не случилось.

Меньше возможностей

Это не единственные кардинальные изменения ЕГЭ. Подавать документы в первые годы существования экзамена можно было в неограниченное число вузов, а в 2010 году стало возможным только в пять. Это сделали из-за огромного наплыва абитуриентов во время вступительной кампании 2009 года. Абитуриенты подавали документы в огромное количество вузов, и приемные комиссии с трудом справлялись с документами. «Подача заявлений становится спортом. Для выпускника теперь главное — не на какую профессию поступить, а поступить на бюджет. Вопрос, по какой специальности учиться, отошел на второй план», - жаловался в 2009 году ректор Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина Виктор Мартынов. Доходило до смешного: “ У нас были прецеденты, когда абитуриенты подавали документы одновременно и на юриста, и на историка, и на психолога, показывая, что просто не понимают, что им нужно", - рассказывал “Коммерсанту”, бывший ректор РГГУ Ефим Пивовар.

С 2014 года в аудиториях для сдачи ЕГЭ установлены веб-камеры, которые транслируют экзамен онлайн. В том же году в школы вернули итоговое сочинение, которое выступает в роли допуска к ЕГЭ. В 2015 году в ЕГЭ по иностранным языкам появилась устная часть. Также с 2015 года при поступлении начали учитывать портфолио - индивидуальные достижения. Они добавляют баллы при поступлении. Достижения - это “золотая медаль”, результаты ГТО, победы в олимпиадах, а также баллы за сочинение. Каждый вуз самостоятельно определяет, сколько баллов он начисляет за каждое достижение. Единственное условие - суммарно абитуриенту за индивидуальные достижения можно начислить не более 10 баллов. Еще до 10 баллов может принести сочинение - его считают отдельно. Все эти баллы добавляют к результатам ЕГЭ.

Отсутствие творческого подхода

Несмотря на постоянное совершенствование заданий, даже лояльные к ЕГЭ преподаватели не считают этот инструмент проверки знаний идеальным. Критики ЕГЭ настаивают, что оригинальность мысли, креативность и широкую эрудицию ученика его задания не оценивают, потому что экзамен не предполагает свободную форму изложения, ученику приходится подгонять свои суждений под критерии оценки. «Лучшие образовательные системы мира на данный момент являются лучшими, потому что учат школьников навыкам, - говорит Андрей Гречко. - ЕГЭ хороший экзамен, но больше построен на оценке знаний, а не навыков. Например, навыки в обществознании – это эссе. Текст эссе в рамках ЕГЭ по обществознанию пишется по очень жесткому шаблону и проверяет знания, в то время как крупнейшие мировые сравнительные исследования в области образования, такие как PISA, исследуют, какие умения есть у школьника. Поэтому в подобных общемировых рейтингах мы отстаем от других стран».

Например, в эссе по обществознанию нужно раскрыть смысл одного из нескольких предложенных на выбор высказываний известных людей (например: “"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше”. И.В. Гёте). Сначала нужно коротко объяснить, что имел в виду в своем изречении Гёте. Затем ученику надо написать, согласен ли он с этой мыслью или нет. Далее нужно привести не менее двух аргументов в пользу своей точки зрения. Аргументы должны содержать теоретическую информацию из курса обществознания и обществоведческие термины, опираться как минимум на два разных источника: прочитанные книги или материалы СМИ, другие предметы (история, литература, география) или собственный жизненный опыт. Если, например, ученик приведет два аргумента и оба со ссылками на две разные книги, ему снизят балл, потому что в аргументах он опирается на источники одного типа.

Борьба с коррупцией

Также спорна мысль о том, что ЕГЭ искоренил коррупцию. В 2012-2013 гг. случилось множество коррупционных скандалов с утечкой контрольно-измерительных материалов в интернет в день экзамена и с «ЕГЭ-туризмом», когда школьник едет сдавать экзамен в другой регион. Самые крупные коррупционные скандалы, связанные с ЕГЭ, случились в 2013 году в республиках Северного Кавказа. Они закончились аннулированием работ и уголовными делами: в Дагестане признали недействительными 116 работ по химии, 415 - по обществознанию и 550 по биологии, а восемь директоров школ и пять глав районных управлений образования. Тогда же за взятку задержали министра образования Карачаево-Черкесии Бориса Спиридонова и завели дело на главу Центра обработки информации ЕГЭ в Кабардино-Балкарии Фатиму Сижажеву.

После скандальной кампании ЕГЭ-2013 властям пришлось принимать меры. С 2014 года принято решение отказаться от сертификатов ЕГЭ - документа, подтверждающего сдачу экзамена. Теперь все результаты заносят в единый реестр, с которым сверяются вузы при приеме документов абитуриентов. Купить сертификат ЕГЭ стало невозможно - их теперь просто не существует. Также усилили защиту электронных контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Рособрнадзор утверждает, что в 2014 и 2015 году утечек материалов экзамена удалось не допустить. Третье решение - камеры. Ими оснастили 46 тысяч аудиторий, в которых принимают ЕГЭ. Процесс сдачи экзамена транслировали онлайн на специальном сайте.

Но то, что заблокировали возможность одной коррупционной схемы, не означает, что на ее месте не может появиться другая. “Меры выглядят оправданными на фоне событий прошлого года. Но следует отметить, что ужесточение контроля повлечет появление новых способов его обойти. Мы не боремся с причиной фальсификации ЕГЭ, которой является тотальная нечестность детей, родителей и преподавателей. Все верят в одно — в «корочку», а не в знания. Отсюда всё и вытекает”, - отмечает научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. При этом убедиться в тотальной нечестности или кристальной честности кого бы то ни было не представляется возможным: результаты ЕГЭ по регионам, как правило, не публикуются. Против этого публично выступают чиновники Минобрнауки и Рсобрнадзора. Кроме того, в 2014 году Владимир ПУтин подписал указ, запрещающий оценивать работу губернаторов по результатам ЕГЭ.

Будущее

Дальнейшие планы Министерства образования - ввести ЕГЭ по китайскому языку. Также не исключено, что в начале 2020-х ЕГЭ по иностранному языку и истории перейдут из предметов по выбору в список экзаменов, обязательных к сдаче. Министр культуры Мединский полагает, что через три года обязательной к сдаче станет также литература, а министр образования и науки Дмитрий Ливанов рассказал о возможном введении обязательного интегрированного ЕГЭ по обществознанию, географии, биологии и химии. Как может выглядеть такой экзамен, не знает ни один человек, включая самого министра. “В перспективе, если мы заглянем в будущее, я не исключаю, что в ЕГЭ может появиться устная часть и, я думаю, может быть увеличено количество обязательных экзаменов, которые сдают школьники после завершения обучения”, - заявлял весной 2015 года глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Прежде всего устную часть хотят ввести в ЕГЭ по русскому языку.

Кравцов же заявил, что «сегодня экзамен — это та контрольная работа, которую когда-то писали родители”.

Впрочем, чиновников не смущает, что ЕГЭ возвращается к форме контрольной. По мнению министра образования Дмитрия Ливанова, экзамен решил поставленные задачи: объединил выпускной и вступительный экзамен, дал больше возможностей выпускникам поступать в другие регионы, создал независимую систему проверки, когда экзамен проверяет не учитель выпускника, а другой преподаватель. “А в какой он [ЕГЭ] будет форме, это следующий вопрос, который нужно обсуждать на экспертном уровне”, - отмечал Ливанов.

Бесконечная череда изменений в экзамене говорит как минимум о непоследовательности Министерства образования и науки и Рособрнадзора. Например, еще два года назад полностью отказываться от тестовой части не хотели. Основной аргумент - тестовые задания дают возможность проверить большой объем содержания предмета. Теперь же говорят, что отказ от тестовых заданий делает экзамен “более эффективным” и “способствует развитию творческого мышления”.

Публичные заявления ответственных за проведение ЕГЭ не оставляет сомнений, что экзамен будет продолжать меняться год от года. Изменения объясняют постоянным совершенствованием структуры экзамена. “Это обычный рабочий процесс, к которому не нужно относиться как к революции, - утверждает Оксана Решетникова, директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), который разрабатывает задания ЕГЭ.

В результате мы можем с большей или меньшей вероятностью предсказать, как будет меняться ЕГЭ в течение 5-7 лет: тесты окончательно уйдут в прошлое, зато в экзаменах появятся устные разделы; введут ЕГЭ по китайскому и, возможно, итальянскому языкам; обязательных экзаменов станет больше, но насколько больше - непонятно. Дальнейших горизонтов планирования просто нет: всевозможные инициативы по изменению ЕГЭ появляются регулярно и единого мнения о том, каким хотят видеть экзамен в будущем, не существует. В том, что экзамен постоянно дорабатывается, можно увидеть его совершенствование. Но также можно прийти к выводу о невозможности сравнить результаты ЕГЭ разных лет - фактически, выпускники каждый год сдают разные экзамены. Совершенно невозможно по результатам ЕГЭ сказать, в какой год сдавали лучше, а в какой – хуже, - говорит Александр Ковальджи. - Меняется состав заданий, меняются критерии, все меняется. И главная беда в том, что эта кампания существует сама по себе без обратной связи».