Помощь Ольга Хохрякова

Хакатон для НКО: как гуманитариям создать мобильное приложение

Что нужно для перехода от идеи к ее реализации
Фото: DISLIFE

Фото: DISLIFE

В Москве прошел хакатон ДОБРО 2018 для благотворительных организаций. Представители социальных проектов на протяжении двух дней разрабатывали вместе с экспертами собственный IT-продукт. О том, какие этапы нужно пройти организации для перехода от идеи к реализации – в материале DISLIFE.

Хакатон (от слов «хакер» и «марафон») изначально был своего рода марафоном программистов, где специалисты день и ночь работали над решением какой-либо задачи. Сегодня хакатоны все больше популярны в сферах, где как раз программистов не хватает, но их навыки и IT-решения необходимы. Сфера НКО, безусловно, одна из них.

Организаторами мероприятия 11-12 мая выступили компании «Мегафон», «Металлоинвест» и Mail.Ru Group, проджект-менеджеры и разработчики которых работали вместе с командами, помогая им решать поставленные задачи. Всего в хакатоне приняли участие 24 команды со всей России, большинство – из регионов.

DISLIFE принял участие в работе команды АНО «Детская следж-хоккейная лига», которая поставила перед собой задачу разработать мобильное приложение для мотивации юных следж-хоккеистов. Посмотрев на процесс изнутри, рассказываем, как строится работа от идеи до создания мобильного приложения, какая помощь вам нужна, а что вы можете сделать сами.

1. Все начинается с четкой идеи

Все команды, пришедшие на хакатон, коротко презентовали свои идеи. Большинство участников планировали создать мобильное приложение или разработать сайт. На этом этапе важно четко определить целевую аудиторию, проблему и задачи, которую должна помочь решить разработка. В результате на этапе обсуждения со специалистами многие поменяли свою идею проекта, найдя более релевантную задачам.

В «Детской следж-хоккейной лиге» основная проблема заключается в отсутствии общего информационного пространства для общения тренеров, игроков и родителей. Приложение должно решить эту проблему, создав единое сообщество. А также дать тренерам простой инструмент для контроля тренировочного процесса, усилить мотивацию игроков и популяризировать следж-хоккей в целом.

Среди тренеров и игроков заранее был проведен опрос, который показал, что самым удобным решением станет именно приложение (90% пользуются исключительно смартфонами и планшетами).

2. Расстановка приоритетов и составление технического задания

Имея понимание, что, для кого и зачем делается, можно переходить к обсуждению функционала самого приложения. Какие вопросы на этом этапе могут возникнуть у разработчика (и возникли в нашем случае):

– стадия готовности проекта

– примеры приложений, которые понравились

– какие будут роли у пользователей

– какой функционал нужно заложить для каждой роли

– ожидаемое количество пользователей

Исходя из полученной информации, становится хотя бы приблизительно понятно, сколько времени займет разработка. Также специалист может посоветовать сразу разбить разработку на несколько версий – в первую включить все самое необходимое, а затем доработать остальное. Именно поэтому нужно определиться с приоритетами в функционале приложения, то есть с тем, что необходимо больше всего и тем, что можно отложить до следующей версии.

Например, в нашей команде было решено, что в первую версию войдет основной функционал для трех ролей (тренер, игрок, родитель/болельщик): календарь, доска команды и игрока, оценка игроков и рейтинг, возможность для игроков зарабатывать баллы и обменивать их на сувенирную продукцию. А уже в последующих версиях появится дневник спортсмена, статистика игр, чаты, методические блоки и тд.

Итак, в техническом задании нужно четко прописать весь необходимый на данном этапе функционал приложения, в том числе по каждой отдельной роли.

3. Разработка прототипа

Получив четкое ТЗ, специалист отправляется рисовать прототип. По сути это будет все то же самое, что вы указывали техническом задании, но уже схематично нарисованное на экранах приложения. Если вы хотите попробовать нарисовать прототип самостоятельно, можете воспользоваться специальными сервисами для прототипирования, например Moqups, Axure, Marvell App, Gliffy и тд. Они платные, но большинство дает возможность тестового режима на месяц или по количеству прототипов.

Вот какие прототипы для нашей команды сделал эксперт Mail.Ru Group Илья Амелин меньше, чем за день:

img

***

img

***

img

***

img

***

img

4. Что дальше?

Готовый прототип – это очень большое дело, ключевое при подготовке проекта. С ним вы можете обращаться к дизайнерам мобильных приложений, которые нарисуют красивый интерфейс на основе ваших пожеланий. А затем к разработчикам Android и iOS, которые будут создавать уже непосредственно само приложение.

За два дня работы на хакатоне «Детской следж-хоккейной лиге» благодаря помощи эксперта Mail.Ru Group Ильи Амелина удалось создать прототип, который заинтересовал компанию «Мегафон». Поддержка этого проекта, а также онлайн-платформы для профориентации и трудоустройства выпускников интернатных учреждений от фонда «Хранители детства», будет рассмотрена на ближайшем заседании Благотворительного комитета компании.

Поддержку получат и другие участники хакатона. Mail.Ru Group выбрала для поддержки проект «Валерьянка!» от инициативной группы «Вместе против мошенников», который может стать единым окном для обращения за адресной помощью. Команды из городов присутствия «Металлоинвеста» подготовили четыре проекта – платформу для поиска волонтеров и благополучателей «отКЛИКнись» из Губкина, интернет-ресурс для будущих мам Железногорска, проект виртуальной экскурсии по металлургическому производству от команды «Железно!» Из Старого Оскола, интернет портал Центра комплексной ресоциализации граждан Новотроицк – каждый из проектов получит экспертную и методическую поддержку от компании, а также помощь в продвижении и вовлечении участников.