Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Общество Иван Бондаренко

Преподаватель ВШЭ освоил французский шрифт Брайля ради незрячей студентки

Преподаватель французского языка ВШЭ Владимир Авдонин выучил шрифт Брайля, чтобы проверять письменные работы свой незрячей студентки Оксаны Осадчей, сообщает портал «Такие дела». Раньше Оксана печатала свои работы с помощью компьютерной клавиатуры, теперь она пишет их так же, как и другие студенты – в тетради.

Студентка Школы филологии Высшей школы экономики Оксана Осадчая давно хотела изучать французский язык и на первом курсе выбрала его в качестве второго иностранного. В течение двух лет она набирала тексты своих домашних заданий с помощью компьютерной клавиатуры в текстовом редакторе и сдавала их в электронном виде. «Но где-то в середине второго курса Владимир Павлович сказал, что хотел бы выучить систему Брайля, чтобы я могла сдавать ему все работы, как и остальные ребята, в тетрадях, – рассказала девушка. – Ведь когда пишешь, работает моторная память и гораздо легче запомнить, как правильно пишется то или иное слово».

Оксана быстро поняла, что писать работы в тетради не быстрее, чем набирать их на компьютере, но она все же отдает предпочтение именно такому способу выполнения домашних заданий. По ее словам, при работе на компьютере синтезатор может непонятно произнести слово и сложно понять, в текст закралась ошибка или это особенности голосового воспроизведения компьютерной программы. Кроме того, девушка увереннее чувствует себя с психологической точки зрения: она стала ближе к одногруппникам, так как теперь у них одинаковый формат сдачи работ.

Владимир Авдонин освоил французский шрифт Брайля за полгода. Сначала Оксана объяснила ему устройство шрифта, а затем он изучал его самостоятельно. Многие люди просто не верили в то, что преподаватель французского языка сам решил научиться читать и писать по Брайлю. Как говорит Оксана, большинство зрячих людей, знающих азбуку Брайля, читают глазами, так как далеко не у всех людей пальцы настолько чувствительны, что могут ощущать выпуклые точки.

«Больше всего меня в этой ситуации поражает то, что сейчас в специальных-то школах для незрячих многие преподаватели не могут читать по Брайлю, – говорит Оксана, – а тут преподаватель из обычного университета, которого никто никогда не заставлял, решил это сделать и, надо сказать, очень успешно справился, несмотря на очень большую загруженность».

Стоит отметить, что Оксана Осадчая тоже внесла свой вклад в совершенствование системы обучения незрячих студентов: она под руководством профессора Гиппиуса разработала версию шрифта Брайля для древнерусских текстов. Такой шрифт поможет незрячим школьникам и специалистам, работающим с оригинальными древнерусскими, старославянскими и церковнославянскими текстами.