Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

"Об общих принципах страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца"

Рекомендация Международной организации труда N 43 от 29 июня 1933 г., Женева

[неофициальный перевод]

Генеральная конференция Международной организации труда,

созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 8 июня 1933 года на свою семнадцатую сессию,

постановив принять ряд предложений о страховании по инвалидности, старости и на случай потери кормильца, что является частью второго пункта повестки дня сессии,

решив придать этим предложениям форму рекомендации,

принимает сего двадцать девятого дня июня месяца тысяча девятьсот тридцать третьего года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1933 года о страховании по инвалидности, старости и на случай потери кормильца и которая подлежит представлению членам Международной организации труда на рассмотрение с целью проведения ее в жизнь в порядке национального законодательства или иным путем в соответствии с положениями Устава Международной организации труда:

Конференция,

приняв Конвенции об обязательном страховании по инвалидности, по старости и на случай потери кормильца для лиц, занятых в промышленных или торговых предприятиях, лиц свободных профессий и для трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги, а также об обязательном страховании по инвалидности, по старости и на случай потери кормильца семьи для лиц, занятых в сельскохозяйственных предприятиях,

принимая во внимание, что эти Конвенции устанавливают минимальные условия, которым должна удовлетворять с самого начала всякая система обязательного страхования по инвалидности, по старости и на случай потери кормильца семьи,

принимая во внимание, что желательно указать некоторые общие принципы, которые, как это показывает практика, являются наилучшими для содействия справедливой, эффективной и надлежащей организации страхования по инвалидности, по старости и на случай потери кормильца семьи,

рекомендует, чтобы каждый член Организации принимал во внимание нижеследующие принципы и правила:

I. Сфера применения

1. a) Обязательное страхование работающих по найму лиц по инвалидности, старости и на случай потери кормильца семьи должно охватывать без какой бы то ни было дискриминации по возрасту, полу или национальности всех лиц, обычно работающих по найму.

b) Там, где это совместимо с экономическими, социальными и административными условиями, национальное законодательство должно предусматривать, чтобы страхование по инвалидности, по старости и на случай потери кормильца семьи распространялось также на лиц со скромными средствами, работающих на свой собственный счет в промышленности, торговле или сельском хозяйстве.

2. Если, однако, представляется целесообразным установить минимальный возраст для вступления в систему страхования, этот возраст должен приближаться возможно ближе к возрасту окончания обязательного школьного образования, когда производится выбор профессии.

3. Установление максимального возраста для вступления в систему страхования оправдывается лишь в том случае, если системы страхования обусловливают право на получение пенсии приобретением стажа, да и то только в отношении трудящихся, преклонный возраст которых, когда они впервые поступают на платную работу в качестве своего обычного занятия, не разрешает им завершить требуемый стаж до достижения возраста, установленного для выхода на пенсию.

4. В тех случаях, когда считается целесообразным устанавливать (помимо свойственной социальному страхованию практики ограничивать долю заработной платы, подлежащую учету для целей страхования) максимум заработной платы в качестве критерия для определения права на участие в страховании, исключаться должны лишь те трудящиеся, которые ввиду того, что их заработок значительно превышает общий уровень ставок заработной платы, считаются способными самостоятельно обеспечить себя на случай инвалидности и старости, а своих иждивенцев - на случай потери кормильца.

II. Пенсии

A. Страховой стаж и периоды страхования

5. Стаж, требуемый системами страхования, которые предусматривают пенсию для всех вышедших в отставку лиц либо в определенном размере, либо в зависимости от принимаемой во внимание для целей страхования заработной платы, должен ограничиваться периодом уплаты взносов не свыше того, который строго необходим для недопущения вступления в систему страхования лиц, пытающихся злоупотребить их преимуществами, и для обеспечения известной компенсации за предоставляемые пособия.

6. Стаж, дающий право на получение пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца семьи, ни в коем случае не должен превышать 60 месяцев, или 250 недель, или 1500 суток уплаты взносов, а стаж, дающий право на получение пенсии по старости, не должен превышать этого максимума больше чем вдвое.

7. В счет стажа засчитываются периоды времени, в течение которых застрахованное лицо не было в состоянии работать по болезни, не могло работать по случаю родов или по не зависящим от него обстоятельствам находилось без работы, даже в том случае, если учреждения по страхованию на случай болезни или материнства или фонд на случай безработицы не выплачивали взносов за эти периоды времени.

8. a) Системы страхования, ограничивающие сохранение прав, вытекающих из уплаты взносов, должны гарантировать сохранение этих прав на срок не менее восемнадцати месяцев со дня уплаты последнего взноса, причем в случае систем, в которых размер взносов устанавливается в зависимости от заработной платы, этот срок должен увеличиваться по меньшей мере до одной трети общей продолжительности периодов времени, за которые вносились взносы со времени вступления в систему страхования, не учитывая периодов, за которые взносы не вносились. При подсчете продолжительности этого срока периоды времени, в течение которых застрахованное лицо не было в состоянии работать по болезни или из-за родов или оставалось без работы по не зависящим от него обстоятельствам, или же отбывало воинскую повинность, не должны считаться периодами времени, за которые взносы не вносились.

b) Дальнейшее сохранение прав, вытекающих из уплаты взносов, может быть поставлено в зависимость либо от возобновления выплаты взносов в порядке продолжения обязательного или добровольного страхования, либо от уплаты предусмотренного на этот случай скромного взноса; в системах страхования, устанавливающих размер взносов в зависимости от заработной платы, а размер пенсии - в зависимости от срока страхования, возобновление уплаты взносов должно вести к увеличению приобретаемых прав.

9. Подлежавшее ранее страхованию лицо должно иметь возможность восстановить просроченные права путем уплаты установленного числа взносов в порядке продолжения обязательного или добровольного страхования; в тех случаях, когда размер пенсии зависит от числа или общей суммы взносов, поступивших на счет застрахованного лица, число предписанных в таком случае взносов должно быть менее числа взносов, требовавшихся для начального стажа.

10. Ввиду невозможности возложить бремя таких платежей исключительно на работающих застрахованных лиц суммы, причитающиеся к выплате за сохранение приобретаемых застрахованными лицами прав в случае длительной безработицы, должны поступать в порядке финансовой помощи от государственных органов власти; этот же самый принцип должен применяться к платежам, целью которых является укрепление или расширение прав таких безработных лиц.

B. Пенсии по старости

11. При системах страхования, предусматривающих возраст для выхода на пенсию свыше шестидесяти лет, рекомендуется в качестве способа разрядки на рынке труда и обеспечения отдыха для престарелых снизить возраст выхода на пенсию до шестидесяти лет, поскольку это совместимо с демографическими, экономическими и финансовыми условиями страны, проводя эту меру в случае необходимости по этапам.

12. Застрахованные лица, проработавшие в течение многих лет на особо трудной или нездоровой работе, должны иметь право на получение пенсии в более раннем возрасте, чем трудящиеся других профессии.

13. a) Для обеспечения того, чтобы трудящиеся в престарелом возрасте не испытывали лишений, пенсия должна быть достаточной для покрытия основных нужд. Поэтому пенсия, предусматриваемая для всех имеющих известный страховой стаж и вышедших на пенсию лиц, должна устанавливаться с должным учетом стоимости жизни.

b) При наличии систем страхования, предусматривающих размер взносов в зависимости от заработной платы, застрахованным лицам, на счет которых поступили взносы, соответствующие нормальной продолжительности трудовой жизни, должна предоставляться пенсия, соразмерная с их экономическим положением в течение их трудовой жизни. Для этого пенсия, предусматриваемая в пользу застрахованных лиц, имеющих тридцатилетний стаж действительного участия в страховании путем уплаты взносов, не должна быть меньше половины доли заработной платы, принимаемой во внимание для целей страхования и получаемой ими либо с момента начала страхования, либо за установленный период времени, непосредственно предшествовавший моменту назначения пенсии.

14. Получающему пенсию лицу должна выдаваться надбавка:

a) на каждого находящегося на его иждивении ребенка школьного возраста или подростка моложе семнадцати лет, продолжающего свое общее или профессиональное образование или не имеющего возможности зарабатывать средства к существованию из-за инвалидности;

b) в случае если его жена является престарелой или инвалидом, но сама не имеет права на пенсию в этой связи.

15. Получающее пенсию лицо, нуждающееся в постоянной помощи со стороны другого лица, должно получать особую надбавку.

C. Пенсии по инвалидности

16. a) Застрахованному лицу, не имеющему возможности по болезни или из-за физической неполноценности зарабатывать достаточное вознаграждение своим трудом в пределах своих сил, способностей и подготовки, должна выплачиваться пенсия; если его заработная плата не достигает одной трети обычной заработной платы здорового рабочего, имеющего одинаковую с ним подготовку и опыт, то она не считается достаточной.

b) Тем те менее при особых режимах страхования трудящихся физического или нефизического труда в некоторых профессиях степень потери трудоспособности должна определяться только по сравнению с выполнявшимися до того времени или аналогичными занятиями.

17. a) Для достижений своей цели система страхования должна предусматривать, чтобы каждое застрахованное лицо, ставшее инвалидом после приобретения страхового стажа, получало пенсию, достаточную для покрытия своих основных нужд. Поэтому минимальный размер пенсии для каждого выходящего на пенсию лица должен устанавливаться с должным учетом стоимости жизни.

b) В системах страхования, предусматривающих минимальный размер пенсии в зависимости от процентной доли заработной платы, принимаемой во внимание для целей страхования, минимум не должен быть меньше 40 процентов учитываемой заработной платы. Достижение того же результата должно преследоваться системами страхования, в которых пенсия состоит из зафиксированной части, равной для всех получающих пенсию лиц, и части, изменяющейся в зависимости от числа и общей суммы выплачиваемых взносов.

18. Получающему пенсию лицу должна выдаваться надбавка на каждого находящегося на его иждивении ребенка школьного возраста или подростка моложе семнадцати лет, продолжающего свое общее или профессиональное образование или не имеющего возможности зарабатывать себе средства к существованию по причине инвалидности.

19. Вышедшее на пенсию лицо, нуждающееся в постоянной помощи со стороны другого лица, должно получать особую надбавку.

D. Пенсии на случай потери кормильца семьи

20. a) В случае смерти получающего пенсию или застрахованного лица по завершении страхового стажа, если это лицо оставляет после себя вдову, данная вдова имеет право на получение пенсии, пока она снова не вышла замуж.

b) Однако, если выдача пенсии обусловливается выполнением других условий, пенсии должны тем не менее выдаваться вдовам, не имеющим возможности зарабатывать себе средства к существованию по возрасту или по инвалидности, а также вдовам, имеющим на своем иждивении ребенка школьного возраста или подростка моложе семнадцати лет, продолжающего свое общее или профессиональное образование.

21. Пенсия должна также выдаваться вдовцу - инвалиду, который из-за инвалидности находился на иждивении застрахованной женщины, умершей по завершении страхового стажа.

22. a) Выдаваемая вдове (или вдовцу - инвалиду) пенсия должна составлять значительную долю суммы, необходимой для покрытия основных нужд. Каков бы ни был метод подсчета минимальной пенсии, она должна устанавливаться с должным учетом стоимости жизни.

b) В системах страхования, в которых размер взносов устанавливается в зависимости от заработной платы умершего лица, пенсия вдовы (или вдовца - инвалида) не должна быть меньше половины той пенсии, на которую имело право умершее лицо или на которую оно имело бы право, если бы к моменту смерти оно получило пенсию по инвалидности или по старости. Тем не менее в тех случаях, когда такие системы страхования устанавливают права потерявших кормильца семьи иждивенцев независимо от ставок пенсии, на которые имело право или могло бы получить право умершее лицо, пенсия вдовы (или вдовца - инвалида) не должна быть меньше 20 процентов заработной платы умершего лица, принимавшейся в расчет для целей страхования и получавшейся им либо с момента начала страхования, либо за установленный период времени, непосредственно предшествовавший его смерти.

23. a) Каждый ребенок школьного возраста, который состоял на иждивении получавшего пенсию или застрахованного лица, умершего по завершении страхового стажа, должен иметь право на получение пенсии, и эта пенсия должна продолжать выплачиваться до семнадцатилетнего возраста, если подросток продолжает свое общее или профессиональное образование, и даже свыше этого возраста, если подросток не может зарабатывать себе средства к существованию по причине инвалидности.

b) Пенсия сиротам может выплачиваться в виде надбавки к пенсии их овдовевшей матери.

24. a) Предусматриваемая на каждого ребенка минимальная пенсия должна составлять значительную долю стоимости содержания и воспитания ребенка; этот минимум должен устанавливаться в более высоком размере для круглых сирот.

b) В системах страхования, предусматривающих размер взносов в зависимости от заработной платы умершего лица, пенсия сиротам не должна быть меньше четверти, а для круглых сирот - меньше половины пенсии, на которую имело или имело бы право умершее лицо, если бы к моменту своей смерти ему была назначена пенсия по инвалидности или по старости. Тем не менее в случаях, когда эти системы страхования устанавливают права потерявших кормильца семьи иждивенцев независимо от ставок пенсии, на которую имело право или могло бы получить право умершее лицо, пенсия сиротам не может быть меньше 10 процентов, а для круглых сирот - меньше 20 процентов доли заработной платы умершего лица, принимавшейся в расчет для целей страхования и получавшейся им либо с момента начала страхования, либо за установленный период времени, непосредственно предшествовавший его смерти.

25. Если считается целесообразным устанавливать максимум общей суммы пенсий, которые могут выплачиваться потерявшим одного и того же кормильца семьи иждивенцам, в случаях, когда пенсии потерявших кормильца лиц зависят от пенсии умершего лица, этот максимум не должен быть меньше пенсии, включая семейные пособия, на которую имело право или могло бы получить право умершее лицо, а в тех случаях, когда пенсии потерявших кормильца семьи иждивенцев зависят от доли заработной платы умершего лица, принимавшейся в расчет для целей страхования, этот максимум не может быть меньше половины учитываемой заработной платы.

26. Потерявшие кормильца семьи иждивенцы, не имеющие права на получение пенсии ввиду незавершения страхового стажа умершим (но при условии, что на счет умершего лица поступило известное число взносов, не менее установленного минимума), должны получить единовременное пособие, которое должно дать им возможность приспособиться к изменению своего положения ввиду смерти главы семьи.

27. В странах, где законодательство не предусматривает покрытия расходов по похоронам какой-либо другой системой страхования, и, в частности, в порядке страхования на случай болезни, в случае смерти застрахованного лица вдове или сиротам должно выплачиваться пособие на расходы по устройству соответствующих похорон.

E. Мероприятия по приостановке выплаты или по сокращению размера пенсий

28. В случаях если предусматривается приостановка выплаты или сокращение размера пенсий по инвалидности, по старости или на случай потери кормильца семьи при одновременном наличии права на пенсию в рамках другой системы социального страхования или системы пенсий или возмещения трудящимся за несчастные случаи на производстве или профессиональные заболевания, мероприятия по приостановке выплаты или по сокращению размера пенсий должны быть таковыми, чтобы имеющее право на пенсию лицо могло получить полностью наиболее высокую из данных пенсий и во всяком случае получить ту часть пенсии по инвалидности, старости или по случаю потери кормильца семьи, которая соответствует взносам, произведенным самим застрахованным лицом.

29. В случаях приостановки выплаты пенсии по инвалидности или старости по другим причинам, чем одновременное наличие права на получение другой пенсии, семья, состоящая на иждивении лица, выплата пенсии которому приостановлена, должна получать пособие на существование, равное полному или частичному размеру пенсии.

III. Финансовые средства

30. a) Финансовые средства системы страхования должны составляться из взносов застрахованных лиц и из взносов их предпринимателей.

b) Государственные власти должны принимать участие в создании средств системы страхования.

31. Как общее правило, взнос застрахованного лица не должен быть больше взноса предпринимателя.

32. Предприниматель должен выплачивать полную сумму или большую часть совместного взноса в отношении трудящихся, получающих вознаграждение лишь натурой, в отношении трудящихся, работающих на дому, и учеников, заработная плата которых не превышает установленного размера.

33. Государство должно вносить взносы за периоды отбывания обязательной воинской повинности лицами, застрахованными до начала военной службы.

IV. Управление

34. Национальное законодательство должно предусматривать, чтобы застрахованные женщины были надлежащим образом представлены в административных органах, ведающих страхованием по инвалидности, по старости и на случай потери кормильца семьи.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ