Архив:

О методических рекомендациях по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении

Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2003 г. N 27/2897-6

Анализ результатов комплексных медико-психолого-педагогических исследований, проведенных в общеобразовательных учреждениях, показал рост числа детей, имеющих глазную патологию.

Для решения проблемы совершенствования помощи таким обучающимся Министерство направляет для использования в работе Методические рекомендации по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении.

Начальник Управления

специального образования

Т.В.Волосовец

Методические рекомендации по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении

Проведенные обследования зрения показали, что в общей сложности в общеобразовательных учреждениях около 70% детей имеют глазную патологию разной степени выраженности. Часто глазная патология впервые выявляется при поступлении ребенка в 1-й класс. Основным видом помощи обучающимся в общеобразовательных учреждениях детям является очковая коррекция. Однако эта мера не решает проблемы.

В связи с этим назрела необходимость открытия коррекционных классов в общеобразовательных учреждениях.

В эти классы могут приниматься слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитываются состояние других зрительных функций, форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или частично рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в эти классы могут быть приняты дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (0,4), для продолжения лечения зрения.

Основной целью коррекционных классов общеобразовательных учреждений является обеспечение полноценного образования обучающихся на основе индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, медицинской и специальной коррекционной помощи обучающимися с нарушениями зрения.

Для осуществления поставленных целей в данных классах решаются следующие задачи: психолого-диагностическое изучение обучающихся, специальное педагогическое изучение, разработка форм взаимодействия коллектива специалистов (тифлопедагога, логопеда, врача и т.п.), разработка индивидуальных коррекционных программ специалистами, организация образовательного процесса, анализ полученных результатов работы по интеграции обучающихся в традиционные формы обучения.

Коррекционная работа строится с учетом того, что ребенок с нарушениями зрения должен обучаться в комфортном психологическом климате, все учебные предметы должны иметь коррекционную направленность. А также необходимо учитывать комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития.

Подобная работа должна носить общеразвивающий характер: повышать уровень общего, сенсорного и интеллектуального развития, корригировать зрительно-моторные и оптико-пространственные нарушения общей и мелкой моторики и т.п.

Использование технических средств обучения (ТСО) значительно повышает наглядность и полноту информации об изучаемом объекте или явлении, привлекает интерес и облегчает восприятие. Однако важно сохранить устойчивый уровень работоспособности учащихся на протяжении всего урока, в связи с чем рекомендуется использовать просмотр диафильмов, диапозитивов в 1 - 2-х классах - 7 - 10 мин., 3 - 4-х классах - 15 мин.; просмотр кинофильмов - 15 - 20 мин., телепередач в 1 - 2-х классах - 10 мин., 3 - 4-х классах - 15 мин. (СанПиН 2.4.2.576-96, утверждены Постановлением Гомкомсанэпиднадзора России от 31.10.96 N 49). Для предупреждения утомления при демонстрации кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, при просмотре учебных телепередач необходимо обеспечить зрительно-нервный комфорт, заключающийся в обязательном проветривании классной комнаты перед началом демонстрации и после ее окончания, высоком качестве изображения на экране, в том числе его яркости и контрастности, удаление центра экрана от пола при демонстрации видео- и кинофильмов должно составлять 1,1 - 1,5 м, недопустимы изменения освещенности на экране, мелькание, выключение и включение общего освещения при демонстрации кинофильмов, диапозитивов, показ диафильмов на стене.

Основными методическими принципами построения содержания учебного материала в классах для обучающихся с нарушениями зрения могут быть: усиление роли практической направленности изучаемого материала, опора на жизненный опыт ребенка, соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности, введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, формирование значимых для школы функций, необходимых при решении учебных задач.

Лечебно-профилактическая работа в классах для обучающихся с нарушениями зрения должна обеспечивать охрану их здоровья с учетом строжайшего соблюдения объема предельной нагрузки на обучающегося, в том числе и на уроках физкультуры, изучения динамики состояния здоровья, работоспособности и заболеваемости обучающихся.

С этой целью медицинскими работниками (врачом-офтальмологом и медсестрой-ортоптисткой) проводятся следующие мероприятия: консервативное лечение глазных заболеваний, своевременное направление учащихся, нуждающихся в хирургическом лечении, в глазной стационар, активное плептическое и плеоптоортоптическое лечение, назначение оптической коррекции, установление уровня зрительных и физических нагрузок в зависимости от характера, структуры и функциональных зрительных нарушений, создание благоприятных офтальмо-гигиенических условий в процессе обучения и воспитания и т.п.

Офтальмо-гигиенические условия заключаются в правильном выборе цвета при окраске учебных помещений, оборудования (поверхностей столов, парт, стеновых панелей и т.п.) (наиболее благоприятными цветами считаются зеленый, светло-зеленый, светло-голубой, светло-серый, бежевый, цвет натуральной древесины с коэффициентом отражения не менее 0,45); искусственном освещении люминесцентными лампами, лампами накаливания (освещенность в учебных помещениях должна быть в пределах от 800 до 1500 лк); обеспечении учащихся учебниками, напечатанными крупным шрифтом, с включением особого методического аппарата, оригинального дидактического материала, модифицированными пособиями и средствами наглядности, тифлоприборами и оптическими средствами коррекции (СанПиН 2.4.2.576-96, утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.96 N 49).

Основой деятельности классов для обучающихся с нарушениями зрения должно стать достижение ими достаточного уровня готовности к обучению на следующих ступенях (основной и старшей школы) без специального тифлопедагогического и офтальмологического сопровождения.

Коррекционный процесс в классах для обучающихся с нарушениями зрения может регламентироваться

Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196,

Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 288, 10.03.2000 N 212,

инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.97 N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов",

учебными планами для школ III - IV видов.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ