Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы, касающиеся порядка обеспечения в 2006 году инвалидов, ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета

Письмо от 7 апреля 2006 г. № 02-18/10-3327

Фонд социального страхования Российской Федерации направляет для сведения и использования в практической работе ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы, касающиеся порядка обеспечения в 2006 году инвалидов, ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

А.Н.АБРАМОВ

Приложение

1. Вопрос. На основании каких документов можно производить выплату компенсации на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников? Нужно ли представлять индивидуальную программу реабилитации инвалида?

Ответ. Инвалиду, имеющему в безвозмездном пользовании в качестве специального средства для ориентации собаку-проводника, предоставляется компенсация. Согласно п. 9 Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2005 № 708, заявление о выплате компенсации подается инвалидом (лицом, представляющим его интересы) в уполномоченный орган по месту жительства инвалида. При подаче заявления предоставляется паспорт инвалида (лица, представляющего его интересы), а также паспорт установленного образца на собаку-проводника.

Предоставление инвалидом индивидуальной программы реабилитации инвалида для выплаты компенсации вышеуказанными Правилами не предусмотрено.

2. Вопрос. В том случае, если протезно-ортопедические предприятия не участвовали в конкурсном отборе, проводимом Фондом, или не были признаны его победителями, возможно ли направление инвалидов и ветеранов на эти предприятия по их просьбе?

Ответ. В соответствии с пунктом 4 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 877 (далее - Правила), одновременно с уведомлением о постановке на учет по обеспечению техническим средством реабилитации, протезом, протезно-ортопедическим изделием инвалиду, ветерану высылается направление на его получение (изготовление) в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке.

Таким образом, выдавать инвалидам, ветеранам направления на получение протезов, протезно-ортопедических изделий в организации, не прошедшей конкурсный отбор, не представляется возможным.

Если инвалид, ветеран самостоятельно решают вопрос о своем протезировании в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, по решению уполномоченного органа им может быть предоставлено гарантийное письмо об оплате соответствующей организации стоимости изготовленных протезов, протезно-ортопедических изделий (в размерах, не превышающих стоимость таких протезов, протезно-ортопедических изделий, изготовленных в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке), в соответствии с пунктом 16 Правил.

Вышеуказанными Правилами не устанавливается требований к тому, чтобы организация, в которую инвалид, ветеран обращаются для самостоятельного решения вопроса о своем протезировании, была отобрана Фондом на конкурсной основе.

3. Вопрос. Возможно ли производить выплату компенсации за технические средства реабилитации, протезы и протезно-ортопедические изделия, самостоятельно приобретенные инвалидами и ветеранами в 2005 году, но обратившимися за выплатой компенсации в 2006 году?

Ответ. В соответствии с пунктом 6 Правил установлено, что в том случае, если инвалид, ветеран самостоятельно обеспечили себя средством реабилитации, им выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, которое должно было быть предоставлено соответственно инвалиду, ветерану по индивидуальной программе реабилитации.

В случае приобретения инвалидом, ветераном средств реабилитации с соблюдением рекомендаций и сроков, указанных в индивидуальной программе реабилитации, и при предоставлении документов, подтверждающих произведенные расходы, исполнительные органы Фонда могут принять решение о выплате денежных компенсаций за самостоятельно приобретенные в 2005 году средства реабилитации.

4. Вопрос. Подлежат ли оплате ходунки и манеж, нуждаемость в которых определена инвалиду учреждением медико-социальной экспертизы?

Ответ. В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации не установлена единая номенклатура технических средств реабилитации, которыми могут быть обеспечены инвалиды за счет средств федерального бюджета.

Однако в соответствии с Номенклатурой технических и иных средств реабилитации инвалидов отечественного и зарубежного производства, подлежащих государственной регистрации, утвержденной Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 14.03.2005 № 505-Пр/05, и Перечнем технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 № 998, к тростям, костылям, опорам относятся в том числе ходунки, манежи, палки-опоры.

Поскольку трости, костыли и опоры перечислены в Федеральном перечне реабилитационных услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, полагаем возможным производить оплату Фондом в том числе ходунков, манежей, палок-опор.

5. Вопрос. В каких организациях оказываются услуги по протезированию глаза? Их адреса и телефоны, а также перечень учреждений, прошедших конкурсный отбор в 2006 году.

Ответ. В 2005 году наиболее часто глазное протезирование осуществлялось в следующих организациях:

По результатам проведенного в 2006 году открытого конкурса, победителями по глазному протезированию признаны следующие организации: ФГУП "Йошкар-Олинское протезно-ортопедическое предприятие", ФГУП "Нижегородское протезно-ортопедическое предприятие", Кемеровская областная клиническая офтальмологическая больница.

Исполнительные органы Фонда могут заключать государственные контракты с любой вышеназванной организацией, отобранной Фондом на конкурсной основе.

При самостоятельном решении инвалидом вопроса глазного протезирования при наличии индивидуальной программы реабилитации по решению исполнительного органа Фонда может быть предоставлено гарантийное письмо об оплате соответствующей организации стоимости глазных протезов, в соответствии с пунктом 16 Правил.

6. Вопрос. Исполнительные органы Фонда могут заключать государственные контракты с организациями, расположенными только в субъекте Российской Федерации, или с любыми организациями, отобранными на конкурсной основе в установленном порядке?

Ответ. На основании результатов проведенного Фондом социального страхования Российской Федерации открытого конкурса по отбору организаций, осуществляющих обеспечение инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, исполнительные органы Фонда вправе заключать государственные контракты с любой организацией, расположенной на территории Российской Федерации, обеспечивающей инвалидов и отдельные категории граждан из числа ветеранов протезами (кроме эндопротезов), ортезами, ортопедической обувью из числа отобранных на конкурсной основе в установленном порядке.

7. Вопрос. Инвалид, ветеран могут быть обеспечены техническими средствами реабилитации с момента составления индивидуальной программы реабилитации либо с даты подачи заявления в исполнительный орган Фонда?

Ответ. В соответствии с Правилами обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2004 № 771, и Правилами обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 877, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Фонд осуществляет обеспечение указанных категорий граждан техническими средствами реабилитации, перечисленными в Федеральном перечне реабилитационных услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р.

Инвалид, ветеран уведомляются о постановке на учет для обеспечения техническим средством реабилитации, протезом, протезно-ортопедическим изделием в 15-дневный срок с момента подачи заявления (одновременно при представлении паспорта и индивидуальной программы реабилитации) в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства. Одновременно с уведомлением о постановке на учет инвалиду, ветерану высылается направление на получение указанного средства реабилитации.

Таким образом, право указанных категорий граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации возникает с момента подачи заявления в исполнительный орган Фонда и должно подтверждаться соответствующими медицинскими показаниями, установленными в индивидуальной программе реабилитации.

Соответственно, обеспечение техническими средствами реабилитации за период до обращения инвалида, ветерана с заявлением и индивидуальной программой реабилитации в исполнительный орган Фонда не представляется возможным.

8. Вопрос. На какие сроки учреждениями медико-социальной экспертизы разрабатываются индивидуальные программы реабилитации, в соответствии с которыми исполнительные органы Фонда обеспечивают инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями?

Ответ. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида должна включать в себя не только виды, формы, объемы, но и сроки реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 29 ноября 2004 года № 287, утвердившему форму индивидуальной программы реабилитации инвалида, в графе "срок исполнения" федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы указывается срок (продолжительность, кратность), в течение которого должно осуществляться рекомендованное мероприятие по реабилитации.

При этом действующим законодательством не определено общеустановленных сроков, на которые может разрабатываться индивидуальная программа реабилитации.

В связи с этим сроки проведения реабилитационных мероприятий устанавливаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы строго индивидуально, исходя из потенциальных возможностей инвалида, характера нарушенных функций организма и ограниченной жизнедеятельности, а также конкретного вида, формы рекомендуемого реабилитационного мероприятия и времени, необходимого для его реализации.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ