Модераторский раздел ]

Модераторы: Anonymous, zimorodok

Сообщение MKalinin » Пн май 30, 2016 3:51 pm

Люди дела
В настоящее время забытыми оказываются многие советские авторы. Между тем содержимое, которым наполнены книги того времени, не менее значимо, чем произведения широко известных писателей. Так, малоизвестен современному читателю Вадим Кожевников. В своё время он был очень популярен, ибо по мотивам его романа «Щит и меч» в 1968 году снят одноимённый фильм. Вместе с тем огромным потенциалом обладают повести и рассказы.
Беспокойную душу художника интересуют прежде всего люди дела, обустраивающие планету для общей пользы: они управляют мощью рек, привыкают к морозам севера и приручают пески юга, как Бернара из «Пустыни» собирает змей, скрывая, что их боится. Таким образом, автор запечатлевает на плёнке тот период истории, когда родная страна представляла бушующую стройку.
Малая проза Вадима Кожевникова культивирует мотив ответственности. Изображая людей послевоенного времени, писатель отмечает их скромность. Именно поэтому председатель колхоза Никитин из повести «Полюшко-поле» не любит выставлять напоказ диплом о высшем образовании. Он уверен, что так должно быть, и ничего оригинального он не делает, заботиться о колхозе – его задача. И как человек ответственный, он понимает это в полной мере.
Основная идея повести заключается в словах доцента Темишова о том, что нужно думать не о себе, а о людях, «жить для них, отдать им то, что ты ещё не в силах отдать». Этот тезис относится ко всему творчеству Вадима Кожевникова в целом. При этом Темишов – теоретик, а Никитин – практик, и практика иногда губительнее, чем теории. Два героя представляют суровые крайности.
Между тем в повести есть два внутренних антагониста – Анастасия Андреевна и Валентин Степанович Боков. Выполняя только свои функции, они остаются невредимы, тогда как Никитин стремится быть и там и здесь, потому и травмируется при столкновении с грузовиком. Через этот эпизод проглядывает трагедия.
Чрезмерная ответственность, излишнее радение на благо человечества и губит Сергея Николаевича. Так писатель говорит, что не стоит быть слишком деятельным, пока тебя не просят, ибо это чревато.
В каждом произведении книги «Полюшко-поле» ощущается незримое присутствие автора. Он будто ведёт репортажи с великих строек Советского Союза – с колхозных полей, из Заполярья, из пустыни, с гидроэлектростанции одной из сибирских рек. На этом основании отмечается публицистичный характер творчества Вадима Кожевникова, который журналистом прошёл Великую Отечественную войну. Так, «Лилась река» напоминает некие зарисовки о людях и характерах на гидростанции.
Играющую жизнь писатель видит во всём, чего коснулась рука человека, даже в песчаных дюнах Средней Азии. Зарождающееся чувство между Василием Сорокиным и студенткой Бернарой из повести «Пустыня» служит ярким тому подтверждением. Действие оживляет пространство.
Поэтика названия раскрывается в том смысле, что в душах главных персонажей до их встречи пусто и безжизненно, о чём свидетельствуют краткие и обрывистые фразы, которые они кидают друг другу в начале повествования. Как Василий обнаруживает при раскопках древнюю цивилизацию, так постепенно он открывает для себя Бернару, влюбляясь в неё не по одёжке, а по уму. Возможность сохранить доисторическое наследие отражает созидательную душу Сорокина. Пустыня оказывается не совсем безжизненной, как и сам герой. Любовь возвращает его в общество, в науку. Но раскопки, как оказывается, напрасны, ибо не представляют ценности. Но не напрасны чувства.
Далее репортёр следует в районы Крайнего Севера, где обнаруживается такая же безжизненная пустыня, которую обустраивают люди. Камеру бросает из крайности в крайность, в чём отражается глубокий максимализм. Эта особенность очень важна в районах, о которых пишет автор. И в северной стороне, как он показывает, тоже кипит жизнь.
Осваивая безжизненные пространства, Егор Ефимович Ползунков и Феликс Фенькин из повести «Белый день» выступают благодетелями человечества. И смысл названия раскрывается в особом контексте. Как метафора, «белый день» обозначает расцвет Крайнего Севера после завершения тёмной ночи, когда он был никому не нужен.
В каждой повести чувствуется дыхание войны, проявляющееся в воспоминаниях героев. В каждом произведении есть персонажи, прошедшие Великую Отечественную от начала до конца или сильно от неё пострадавшие. Это и молодой председатель колхоза Никитин из «Полюшка-поля», и Фонарёв из «Пустыни», и начальник мехколонны Ползунков из «Белого дня».
Освоение пустыни и Крайнего Севера писатель сравнивает с войной, где молодые бойцы (Феликс Фенькин) проявляют незаурядную смекалку. Примечательно, что Феликс, спасая жизнь своему начальнику, совершает героический поступок, но относится к этому как к рядовому событию. Такое восприятие судьбоносных фактов характерно для солдат во время боевых действий. Освоение Крайнего Севера, по мысли автора, – настоящая война, только с природными условиями.
Лишь в заключение книги художник изображает реальные боевые действия. В произведении «Так было», как на фотоплёнке, по кадрам отражена военная жизнь молодого политрука, не доучившегося в связи с началом войны студента Андрея Тютчева, и целой дивизии. Здесь представлена одна из операций Великой Отечественной войны – «Капкан». Вместе с тем повествование ведёт будто военный репортёр. Поэтому здесь снова звучат публицистические нотки.
Поэтика названия говорит о том, что перед читателем некие воспоминания, актуализирующие газету. Лёгкий налёт публицистичности придаёт творчеству Вадима Кожевникова характер автобиографии. В связи с этим в главных персонажах читатель узнаёт самого автора: это он, немного подслеповатый, был зачислен в прачечную роту, это он спас из ледяной толщи своего начальника, это он провожал красавицу Бернару с ползучими гадами.
Без того, о чём пишет советский художник, не было бы сегодняшней жизни. Поэтому в современности очень значимо его творчество, ибо раскрывает историю нашей страны в том числе. Очень важно знать истоки развития государства, даже в таких деталях, какие употребляет советский писатель.

MKalinin
 
Сообщения: 2

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей