Сообщение disel » Пт июн 24, 2016 11:28 am

Количество доступных для инвалидов объектов в Волгоградской области выросло, однако по-прежнему, наблюдаются нарушения российского законодательства при их адаптации.

Такой вывод сделали специалисты Волгоградской ассоциации незрячих специалистов «Надежда», в докладе «Соблюдение российского законодательства при организации безбарьерной среды для людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в Волгоградской области». Доклад подготовлен по итогам мониторинга 40 социально-значимых объектов, адаптированных для людей с инвалидностью в Волгограде Волжском, Урюпинске, Котельниково, Палласовке, Елани и других городах области в 2014-2015гг. Презентация доклада по мониторингу состоялась на круглом столе «Реализация целевой программы «Доступная среда»: опыт, проблемы, перспективы», который прошёл 23 июня 2016 года в Волгограде. В его работе приняли участие представители некоммерческих организаций инвалидов, руководители и сотрудники исполнительных и законодательных органов власти Волгограда и области, специалисты ответственные за обеспечение доступной среды на социально-значимых объектах, Член Совета Федерации от Волгоградской области Елена Попова.

Волгоградская ассоциация незрячих специалистов «Надежда» уже неоднократно проводила подобный мониторинг доступности социально-значимых объектов. По словам менеджера организации Рыбникова Евгения: «В 2014 году мы впервые осуществили целостный мониторинг объектов, адаптированных в ходе реализации программы «Доступная среда», с конкретными проверяемыми критериями оценки. На основе наработанной методологической базы мы провели повторный мониторинг в 2016 году, и оценили, на сколько изменилась ситуация с доступностью в регионе за два года. Основные тенденции и проблемы мы отразили в новом докладе».

В сравнении с 2014 годом качество и соответствие объектов требованиям российского законодательства в области доступности демонстрирует разнонаправленные тенденции. Если говорить о фактическом наличии того или иного элемента доступности, то наблюдается рост. Так, на объектах стало больше табличек с шрифтом Брайля, пандусов, поручней. Если же рассматривать правильность исполнения того или иного элемента доступности (таблички, пандуса, поручней), то по некоторым параметрам наблюдается увеличение доли соответствующих нормам элементов доступности. А по некоторым элементам ситуация за два года осталась без изменений. Тем не менее организаторы мониторинга пришли к выводу, что объекты, адаптированные в 2014-2015 гг., в целом больше соответствуют требованиям норм доступности, чем объекты 2011-2013 гг.

Как рассказал менеджер организации Рыбникова Евгения: «За два года улучшилась ситуация с информационным сопровождением, контрастной и тактильной маркировкой, высотой крепления и конструкцией поручней. При этом имеются элементы доступности, правильность исполнение которых, как и два года назад остаётся на весьма низком уровне. Это прежде всего уклон пандусов 8%, высота порогов, выход поручней за пределы лестничного марша и марша пандуса на 30 см. Уклоны пандусов и пороги выполнены без нареканий только на 44% и 40% соответственно. Поручни с выходом за пределы марша пандуса выполнены на 17% объектах, лестницы – на 24%. Встречаются и совсем нелепые нарушения. Казалось, что может быть проще, установить поручни на требуемой по СНиПу высоте? Однако по результатам мониторинга на трети объектов даже это простое правило нарушается».

По итогам мониторинга на сегодняшний день лучше всех готовы к приёму инвалидов и других маломобильных групп населения центры социальной защиты населения. Большой шаг вперёд за два года сделали учреждения образования и здравоохранения. Отстающими в плане организации безбарьерной среды являются органы занятости населения, молодёжной политики. В этих сферах, в сравнении с другими, адаптировано не так много объектов и уровень соблюдение нормативных требований оставляет желать лучшего.

По результатам обследования нормативные требования по созданию безбарьерной среды лучше всех соблюдает Комитет здравоохранения Волгоградской области. Это достигается за счёт выстроенной Комитетом системной работы и контролю на всех этапах адаптации объекта. При мониторинге учреждений здравоохранения виден единообразный подход к нормативам и техническим решениям.
При адаптации объектов стали чаще привлекаться специализированные проектные организации. А вот общественные организации инвалидов, как и 2 года назад, к процессу формирования доступной среды привлекались на менее половины объектов».

По итогам формализованного интервью с руководителями и специалистами обследуемых объектов были выявлено ряд проблем, с которыми они чаще всего встречаются при адаптации объектов для людей с инвалидностью. Это: финансирование, недостаток информации о «правильном» формировании доступной среды, отсутствие поставщиков оборудования и средств для адаптации, некомпетентность строительных и проектных организаций, особенности планировки старых зданий, здание – объект культурного наследия, план работ навязан «с верху» без учёта особенностей и технического состояния здания, дефицит времени на производство работ из-за позднего поступления денежных средств, низкое качество и противоречивость российской нормативно-технической базы в области создания доступной среды.

Более подробную информацию о результатах мониторинга можно найти в докладе: http://www.infoipi.ru/library_ooi/library_ooi.html

По итогам обсуждения участники круглого стола выработали ряд рекомендаций по повышению качества реализации государственной программы «Доступная среда».

Так, собравшиеся предложили обратить внимание органов власти муниципального и регионального уровня, руководителей и специалистов организаций и учреждений, принимающих участие в реализации программ по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН, на выявленные в ходе мониторинга нарушения российского законодательства и типичные ошибки при адаптации социально-значимых объектов и принять меры по их устранению, а также недопущению в будущем.

Кроме того, комитетам и департаментам государственных и муниципальных органов власти рекомендовано обеспечить системную работу по планированию адаптационных мероприятий и контролю на всех этапах приспособления объекта (согласование технического задания, проверка проектно-сметной документации, как на предмет соблюдения норм СНиПов и ГОСТов, так и на предмет стоимости работ, участие в приёмке объекта, отслеживание качества и соответствие выполненных работ проекту. осуществление взаимодействия с проектной или строительной организацией по вопросу устранения выявленных нарушений) компетентными в вопросах создания доступной среды специалистами. При разработке планов адаптации учитывать особенности и техническое состояние помещений.

Также органам исполнительной власти рекомендовано предусмотреть финансовые средства и необходимое время для разработки комплексного проекта реконструкции каждого объекта, увеличить число адаптированных для инвалидов объектов в районах области, решить проблему адаптации арендуемых помещений.
Одной из ключевых рекомендаций круглого стола стало требование организовать и профинансировать систему общественного контроля, за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступности объектов на стадии проектирования, строительства или реконструкции, приёмки, посредством привлечения общественных организаций инвалидов.

По мнению участников круглого стола, необходимо предпринять и ряд организационных мер для повышения доступности объектов. Руководителям учреждений, органам исполнительной власти утвердить положения (дополнить существующие положения и административные регламенты) об особенностях оказания услуг людям с инвалидностью и другим МГН. Приказами определить ответственных за оказание помощи людям с инвалидностью в проблемных ситуациях. Также необходимо развивать систему подготовки и повышения квалификации специалистов, ответственных за обеспечение доступной среды. Наладить выпуск информационной, методической, учебной литературы по проблемам формирования и обеспечения безбарьерной среды, универсального дизайна, специфике оказания услуг людям с инвалидностью.

На перспективу в программы по формированию доступной среды для инвалидов было предложено включить средства и мероприятия по адаптации жилья отдельных категорий инвалидов, улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры. Так, Администрации Волгограда рекомендуется организовать при МУП «Метроэлектротранс» службу помощи маломобильным пассажирам на подземных станциях скоростного трамвая по аналогии с Центром обеспечения мобильности пассажиров в г. Москва. Продолжить работу по организации понижений на тротуарах в местах регулируемых пешеходных переходов проезжей части. В отдельных местах с большим количеством пешеходов с инвалидностью по зрению применять тактильную плитку и/или контрастную маркировку бордюров.

Круглый стол был организован в рамках проекта «Право на доступность», который реализуется Волгоградской ассоциацией незрячих специалистов «Надежда» на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015г. № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Движением "Гражданское достоинство" (http://civildignity.ru).

Как рассказала Президент ассоциации «Надежда» Татьяна Михайленко: «По мимо мониторинга в рамках проекта была подготовлена и издана доработанная версии брошюры "Доступная среда для инвалидов". Она была распространена среди специалистов, задействованных в реализации программы «Доступная среда», были организованы 6 семинаров с привлечением российских экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга и Саратова; а также проведены 10 семинаров «Правовые основы и практический опыт обеспечения безбарьерной среды для инвалидов и других МГН» специалистами нашей организации в Волгограде, Волжском, Котельниково, Урюпинске, Фролово, Палласовке, Елани, Суровикино, Ленинске».

Подробная информация по телефону: (8442) 39-54-95, 37-74-57.
Контактные лица: Михайленко Татьяна Николаевна, Рыбников Евгений Вячеславович.
E-mail: vansnadezhda@yandex.ru

disel
 
Сообщения: 859

Вернуться в Cобытия

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей