Сообщение stepwolk » Ср мар 25, 2009 4:43 pm

ЧТО УЖЕ СДЕЛАНО

По доступной мне информации в конце 90-х и начале 2000-х годов велись активные исследования с целью создания «протезов для
незрячих», которые можно разделить на три направления:

1. Имплантанты – сетчатки и даже нервных зрительных узлов.

2. «Трансмодальные протезы» - замена зрительного восприятия слуховым и замена зрительного восприятия тактильным. (На этой странице можно найти ссылки на другие ресурсы по теме).
Видеоинформация с камер, крепящихся на голове, преобразуется в слуховую и подается пользователю через наушники; или преобразуется в механическую и подается пользователю через активные аппликаторы, крепящиеся на торсе.

3. «Альтернативное зрение» - выработка способности к ориентированию в пространстве без зрения («пространственная интуиция», «кожное зрение», «третий глаз»). Как все это происходит, не знают даже разработчики.

Все три направления получали достоверные результаты у некоторых пользователей, но так и не получили широкого распространения, чему я вижу следующие объяснения:

1. Сами разработчики имплантантов говорят о недостаточности наших знаний о кодировании информации в мозге и отсутствии необходимой технической базы. Мне это направление представляется делом будущего.

2. «Трансмодальные протезы» достаточно хорошо осваиваются людьми, обладающими способностью к «синестезии» - способности мозга «переводить» данные одной модальности восприятия в другую; например способностью «цветного слуха», наиболее известный случай – Набоков. В своей автобиографии «Дальние берега» он описывает, как отдельные звуки ему представлялись цветными зрительными образами. По разным данным, таких людей 0,5 – 5%.

3. «Альтзрение», на мой взгляд, опирается на эффект «кожного/клеточного зрения», способного давать лишь информацию о наличии объектов, движущихся в поле «зрения» (или о неподвижных объектах в поле «зрения» движущегося «зрителя»). Глаз снабжен оптической системой, формирующей изображение объекта – «кожное зрение» на это не способно. Наиболее общеизвестное проявление «кожного зрения», с которым хотя бы раз сталкивался каждый – «чувство чужого взгляда», когда мы «спиной» чувствуем, что на нас смотрят. Подробнее – здесь.

Необходимо особо отметить, что все три направления получили вполне достоверные результаты с некоторыми пользователями, но так и не получили широкого распространения – по причине отсутствия у разработчиков ясного представления о психофизиологических механизмах, которые используют их устройства.

Но если учесть тот факт, что клетки кожи (как и любые другие) обладают светочувствительностью, и рецепторы сетчатки глаза имеют то же происхождение (в эволюционном смысле), что и кожа, представляется вполне возможным «перевоспитать» небольшие участки кожи для выполнения роли сетчатки.

Если на эти участки кожи спроецировать сформированное изображение (на что «кожное зрение» само по себе не способно), то информация дальше пойдет по «обычным» (хотя и «забытым») нервным путям - необходимости в синестезии (перевода тактильной или слуховой инфор-мации в форму, доступную зрительному анализатору мозга) не будет.

КАК РЕАЛИЗОВАТЬ?

Как это выглядит

В «освоенном» виде всё предполагается довольно просто:

На очках или головном уборе расположены видеокамеры (от мобильника), передающие изображение на контроллер, преобразующий «картинки». От контроллера «картинки» передаются на «видео-аппликаторы» - цветные ЖК-дисплеи от того же мобильника, прижатые к груди повыше сосков. И всё.

Процесс освоения и оборудование для освоения посложнее – как и для любых других протезов.

I этап – «тактильный» - формирование «рецепторных полей» (участков повышенной чувствительности) на груди:

1. На «тактильный аппликатор» (работающий по принципу точечного принтера) передаются буквы Брайля, ощупываемые пользователем, затем простые геометрические фигуры, обычные буквы. Задача – «скопировать/перенести» имеющееся у любого достаточно взрослого незрячего "рецепторное поле" с кончиков пальцев на новое место.

2. Затем «тактильный аппликатор» последовательно заменяется на «воздушный» (по принципу струйного принтера) и затем «инфракрасный», составленный из инфракрасных лазеров. Задача – повысить чувствительность новых рецепторных полей и перейти от тактильного восприятия к термическому – оптическому.

Реализуемость этого этапа подтверждена результатами "прибора тактильного зрения"

II этап – «оптический» - обучение новых рецепторных полей полноценному оптическому восприятию. (Реализуемость этого этапа ещё надо проверить.)

На полноценные видео-аппликаторы передается вначале контрастное черно-красное изображение, затем контрастное черно-белое, затем полноценное цветное.

Дети до 1 года, возможно, смогут начинать с черно-белого изображения. Этот вариант и должен быть выбран для опробования, как «стартовый».

Разумеется, неизбежны проблемы: с потоотделением и вентиляцией, с фокусированием и резкостью, множество других. Но, на мой взгляд, игра стоит свеч.

Как проверить «реализуемость»?

Попытки заинтересовать какие-то организации (например, фонд «Вереск», продвигающий «тактильное зрение») натыкаются на элементарный «игнор», что я понимаю как верчение пальцем у виска. «Со свиным рылом да в калашный ряд»… Может, удастся здесь?

Начну с конца – нужны дети, родившиеся незрячими. Чем младше, тем лучше. Точнее, их родители, оказавшиеся в достаточно благоприятных условиях, чтобы не сдать ребенка государству. Экспериментирование на «государственных» детях представляется не совсем этичным.

Затем, нужно два одинаковых мобильника (пусть б/у) с опцией видеосъемки.

Затем, нужен достаточно грамотный электронщик, способный смонтировать «зрительный протез»:
- закрепить камеры на детском чепчике;
- закрепить дисплеи на «лифчике» так, чтобы они прижимались к коже повыше сосков;
- на этом же «лифчике» закрепить аккумулятор и видеоплаты с мобильников;
- всё это соединить, «перепрошить» и запустить.

Затем все это надеваем на ребенка и отпускаем его – ползать, играть, щупать все что под-вернется. Обучением/освоением займется мозг ребенка.

Почему-то мне кажется, что все это можно сделать в «Интернет-режиме» - ребенок с Ижевска, мобильники с Воронежа и Москвы, электронщики с Питера.

Здесь и здесь можно найти что-то вроде "теоретического обоснования" всего этого дела.

"Сверхзадача" этого сообщения - попытаться найти какие-то "ходы", чтобы хотя бы попробовать.

stepwolk
 
Сообщения: 13

Сообщение savonarola » Ср мар 25, 2009 5:58 pm

stepwolk
Это Вы сами писали?

savonarola
 
Сообщения: 197

Сообщение stepwolk » Ср мар 25, 2009 8:27 pm

savonarola
Хороший вопрос :)
Загляните, пожалуйста, сюда. Если неясности останутся - обращайтесь.

stepwolk
 
Сообщения: 13

Сообщение savonarola » Ср мар 25, 2009 8:36 pm

stepwolk писал(а):Если неясности останутся - обращайтесь

Никаких неясностей. Просто хотел Вам предложить оформить Ваш пост в виде статьи га главной. По-моему, толково написано.

savonarola
 
Сообщения: 197

Сообщение stepwolk » Ср мар 25, 2009 9:17 pm

Спасибо, savonarola
Надеюсь, там есть модерация? - чтобы решение о публикации принималось коллегиально. Слишком фантастична эта идея...
Еще - она скомпонована из двух на "ШколаЖизни.ру" - это не помешает?
**Оформить пост на главную** - это по инструкции в FAQ?

stepwolk
 
Сообщения: 13

Сообщение savonarola » Ср мар 25, 2009 9:40 pm

stepwolk писал(а):Оформить пост на главную** - это по инструкции в FAQ?

Да, там сиэмэска не сложная
stepwolk писал(а):Надеюсь, там есть модерация? - чтобы решение о публикации принималось коллегиально. Слишком фантастична эта идея...

За мысли еще никого не наказывают. Во всяком случае, пока :)
stepwolk писал(а):Еще - она скомпонована из двух на "ШколаЖизни.ру" - это не помешает?

Если Ваши материалы - нет. В ином случае просто ссылку оставьте.

savonarola
 
Сообщения: 197

Сообщение stepwolk » Ср мар 25, 2009 9:51 pm

ОК, savonarola
Статьи мои, ссылку, наверно, все-таки оставлю.

stepwolk
 
Сообщения: 13

Сообщение vazimut » Пт сен 25, 2009 12:25 pm

Я пробовал заниматься созданием таких аппаратов, думаю, что кое-что можно было использовать для перемещения и "ориентировки" в небольших помещениях. Использовал системы линз, фотодиодов, усилителей на полупроводниках, наушники. Были световые маяки с разной частотой колебаний, расположенные по углам комнаты. Экспериментировал с белыми полосами на полу. Еще всё дополнил палочкой-ручкой с магнитной головкой на конце и с её помощью слушал названия дверей (комнат). Пластинки с ложбинками -линиями с наклееной магнитной лентой и дополнительной информацией по Брайлю. Но всё-таки лучше взять и увеличить остроту зрения с 0,01 в 11 и 17раз, а c коррекцией с 0,1 до 1,7. Через несколько лет газеты сообщили о 100% восстановления, но я не верю, хотя писали о моей методике. Я знаю,что Катя Пернова закончила потом дошфак КГПУ в Красноярске, а ей в 10лет оформляли инвалидность. Кроме Кати было много-много детей и взрослых, с миопией в основном. Создал много, но пока не нужен, взрослые слабовидящие не хотят терять инвалидность и пенсию. Легче с дошколятами и младшими школьниками.

vazimut
 
Сообщения: 2

Сообщение disel » Пт сен 25, 2009 12:57 pm

vazimut
А по-моему эффективнее снимать информацию об окружающем пространстве и передавать ее на сенсорные рецепотры кожи или слизистых. Об этом писал уже кто-то из пользователей. А на рецепторы языка устройство уже запатентовано и даже готовится к промышленному производству. Но это для полностью слепых людей. Если есть возможность повысить остроту зрения, то лучше все же в этом направлении идти.

disel
 
Сообщения: 859

Сообщение stepwolk » Вс сен 27, 2009 8:05 am

**...рецепторы языка**, **...фотодиоды** - это направление недооценивает возможности переделки организмом самого себя. Пример: считается, что тактильные рецепторы пальцев не различают стимулы, если они расположены ближе 2мм друг от друга или не выше 0,5мм - но карточные шулеры наощуп по рисунку рубашки на уголке карты прекрасно распознают карты, а "стимулы" в этом случае не выше 0,01-0,1мм, а расположены на расстояниях 0,5-2мм. То есть организм при соответствующей мотивации может обучиться воспринимать информацию сколь угодно слабой интенсивности и в любом формате и модальности.

Вообще мне представляется, что у ЦНС нет проблем со "слабым сигналом" - уже на первых этапах восприятия информация усиливается с огромной избыточностью, и у ЦНС возникают проблемы лишь с фильтрацией, отсевом и ослаблением сигнала (аутизм, ДЦП, возможно, возникают в результате "тотального торможения восприятия" в ответ на "заглушение" ЦНС неослабленным на периферии (штатно) сигналом - посмотрите, например, http://rodon.org/other/vmitssh/).

vazimut, а вы не могли бы подробнее рассказать о своих опытах - здесь или мне на почту stepanwolk жучка rambler.ru?

stepwolk
 
Сообщения: 13

След.

Вернуться в Новые вспомогательные технологии

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей