Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Сообщение Nazarova » Чт мар 20, 2014 8:01 pm

Кто и за какие действия несет уголовную ответственность за получение взятки?

Ответственность за получение взятки предусмотрена ст.290 УК РФ.

Данное преступление может быть совершено только должностным лицом.

Исходя из разъяснений законодателя (примечание к ст.285 УК РФ), должностным лицом могут быть сотрудники:

1. государственного органа;

2. государственного и муниципального учреждения;

3. государственной корпорации;

4. Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Работники организаций иных организационно-правовых форм уголовной ответственности по ст.290 УК РФ не несут. В данном случае за их незаконные действия по получению денежных средств ответственность может наступить по ст. 204 УК РФ, то есть за незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также должностное лицо, кроме осуществления своих функций в перечисленных органах и учреждениях, должно постоянно, временно либо по специальному полномочию выполнять одну из трех следующих функций:

1. Осуществлять функции представителя власти (то есть лица, наделенные правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (например, сотрудники полиции, прокуратуры и так далее. К представителям судебной власти, также относятся и присяжные заседатели, которые исполняют эти функции временно, по специальному полномочию).

2. Выполнять организационно-распорядительные функции (то есть такие, которые связаны с руководством трудовым коллективом или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.)

3. Административно-хозяйственные функции (такие полномочия должностного лица, которые связаны с управлением и распоряжением имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Предметом взятки могут быть как имущество (в том числе, деньги, ценные бумаги), любые услуги имущественного характера, которые приносили бы ему выгоду либо освобождали от материальных затрат, а также право на имущество.

Взяткополучатель может получить взятку как непосредственно для себя, то есть в своих личных интересах, так и, например, потребовать передать ее, например, своей супруге, другим близким родственникам либо вообще посторонним физическим и юридическим лицам для извлечения ими имущественной выгоды для себя, если в данном случае взятка была бы опосредованной тратой взяткополучателя.

Например, дорогой подарок жене либо близкому другу недобросовестного чиновника.

Если же должностное лицо, его родные или близкие не извлекают из этого имущественную выгоду, содеянное не может быть квалифицировано как получение взятки (например, принятие руководителем государственного или муниципального учреждения спонсорской помощи для обеспечения деятельности данного учреждения за совершение им действий по службе в пользу лиц, оказавших такую помощь). При наличии к тому оснований действия должностного лица могут быть квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

Взятка может быть получена:

1. За деяния, входящие в служебные полномочия чиновника (то есть за законные действия).

2. За использование своего должностного положения. При этом, может быть использована значимость и авторитет занимаемой им должности. Например, дача указаний подчиненному сотруднику на выполнение им нужных взяткодателю действий.

3. За общее покровительство по службе. Оно может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.

4. За попустительство по службе. Например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.

5. За незаконные действия (то есть действия, совершение которых взяткополучателем не предусмотренного ни его должностными обязанностями, ни действующим законодательством).

Следует иметь в виду, что ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

То есть, какие-либо «подарки» поднесенные должностному лицу в качестве благодарности за ранее совершенные им самостоятельно, без какого уговора с дарителем законные действия, образуют состав взяточничества.

Например, чиновник оперативно принимает решение о выдаче предпринимателю лицензию на добычу полезных ископаемых, при этом заранее не обсуждая с заявителем возможность получения взятки, а предприниматель самостоятельно, по собственной инициативе в благодарность дарит должностному лицу автомобиль за положительное рассмотрение его заявления и чиновник принимает этот подарок.

Получение и дача взятки, посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

Подготовлено прокуратурой города Самары

Nazarova
 
Сообщения: 158

Вернуться в Прокуратура разъясняет

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей