Удовлетворительно ли в целом состояние современной отечественной медицины?
Является ли она в надлежащей мере качественной и безопасной?
Пожалуй, не очень. Об этом свидетельствует следующее.
1. В СМИ и «на кухнях» нередко обсуждаются случаи, когда людям, обслуживаемым в медицинских учреждениях, вместо помощи причинялся физический вред (вследствие халатности, недостаточного профессионализма медработников, недостаточной материально-технической оснащенности медучреждений ), моральный и финансовый ущерб (вследствие некорректности, корыстности медработников).
2. Заметна тенденция, что состоятельные россияне предпочитают лечиться не в России, а за рубежом, в ряде развитых стран. Резонен ли высказанный тезис и его аргументация? Каждый волен взвесить это для себя сам. Но если Вы считаете, что состояние медицины оставляет желать лучшего, то, вероятно, были бы не против его улучшить.
Каким образом можно улучшить состояние отечественной медицины?
1. Один путь апеллирует к медицине в целом. Это увеличение финансирования медицины, улучшения её организационной макроструктуры. Идти этим путём — прерогатива государства.
2. Другой путь апеллирует к каждому конкретному медицинскому работнику и заключается в приведении медицинских работников в их деятельности к порядку: законности, этичности. Ведь в конечном счёте всё зависит от конкретных действий конкретных людей. В частности, не уйдёт ли «в песок» самое распрекрасное финансирование медицины, когда многие медработники привыкли в наше социально неблагополучное время идти на компромисс со своей совестью, или вообще не обращать на неё внимания (халатность, оправдываемая низкими зарплатами, «купленные» дипломы, взяточничество…) И наоборот, разве претерпели бы мы от медицины столь много страданий, если бы медицинские работники несмотря ни на какие кризисы были бы подчёркнуто законопослушны и нравственны (честны перед пациентами и самими собой)? Идти «конкретным» путём способно гражданское общество.
Что именно следует сделать, чтобы призвать медицинских работников к порядку?
Некоммерческая организация "Санкт-Петербургский общественный фонд потребителей «Медэкспертзащита»" выдвигает в ответ на это свой социальный проект.
Мы предлагаем организовать в России систему персональной медицинско-правовой защиты жизни и здоровья потребителей медицинских услуг. Её назначение — предупреждать причиняемый обслуживаемым людям работниками медучреждений необоснованный физический и моральный вред, а также финансовый ущерб. В отличие от этого практикуемая ныне некоторыми организациями судебная защита людей, пострадавших в медицинских учреждениях, не в силах вернуть людям утраченное здоровье, тем более вернуть умерших людей их родным и близким.
Основу защиты нового типа составляет доступное для каждого человека и гражданина сопровождение обслуживаемого в медучреждении человека от начала до окончания лечебно-диагностического процесса его законным(-и) представителем(-ями). Эффективно действующий законный представитель должен иметь врачебный опыт и обладать базовыми юридическими знаниями. Его задача — представлять интересы человека в медицинском учреждении, охранять его права как человека и гражданина, как потребителя медицинских услуг. В первую очередь, речь идёт о конституционных правах: праве на жизнь (ст. 20), праве на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), праве на охрану личного достоинства (ст. 21). Для этого в круг обязанностей законного представителя обслуживаемого человека входят: контроль текущего состояния здоровья человека, пресечение некорректного обращения с ним медперсонала, отслеживание правильности документационного оформления обслуживания (в частности, сбор копий ключевых документов), оценка обоснованности осуществляемых с человеком лечебно-диагностических процедур, ведение переговоров с медперсоналом в дискуссионных ситуациях обслуживания. Для урегулирования возникших запутанных, напряжённых ситуаций к деятельности законного представителя будут подключаться взаимодействующие с ним юристы, опирающиеся на свидетельства законного представителя и собранные им копии документов. В целом деятельность законного представителя обслуживаемого в медучреждении человека настроена на сотрудничество с медперсоналом ради сохранения и поддержания жизни и здоровья их общего подопечного (принцип «объединённого благотворения»).
Диспетчирование работы законных представителей потребителей медицинских услуг на местах — задача организаций, типовым образом именуемых как «медадвокатура». Такое название объясняется тем, что деятельность законного представителя обслуживаемого в медучреждении человека аналогична миссии защитника (адвоката) по отношению к подозреваемому или обвиняемому лицу в юридических процессах. Интересно, что в этой среде, где на кону оказывается свобода, жизнь человека, участие в его судьбе защитника является нормой и в ряде случаев законодательно устанавливается как обязательное. В ситуации же медицинского обслуживания, затрагивающего здоровье и жизнь законопослушного человека, его сопровождение законным представителем не практикуется вовсе, хотя количество потребителей медицинских услуг в государстве неизмеримо превосходит количество подозреваемых и обвиняемых.
Реализация предлагаемой Фондом системы защиты жизни и здоровья возможна при её активной поддержке обществом, в частности, поддержке, исходящей от государственных структур. Мы приглашаем Вас для обсуждения нашего предложения и для возможного оказания ему идейного и материального содействия на сайт http://medadvokatura.ru На этом сайте в настоящее время также разворачивается дистанционная медицинско-правовая помощь потребителям медицинских услуг в форме интерактивного справочника и индивидуального консультирования посетителей сайта по различным вопросам и ситуациям медобслуживания.
Мы полагаем, что объединённые усилия россиян смогут качественно повысить уровень защиты безусловной ценности каждого человека и гражданина — его жизни и здоровья, укрепляя тем самым здоровье и жизнь — дееспособность, могущество — Российской Федерации.
А как считаете Вы?
Каково Ваше отношение к изложенному проекту фонда "Медэкспертзащита"?
Что предлагаете Вы для улучшения качества и безопасности медицинского обслуживания в нашей стране?