Ознакомившись с перечнем льготных лекарств, утверждённым Минздравсоцразвития РФ, корреспондент «Нашей Версии на Неве» сделал вывод: льготники могут лечиться, как Бог на душу положит, но зато способ собственной смерти они теперь вправе выбирать сами. У проблемы обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан две стороны. Одна из них – размещение городского заказа на приобретение этих самых лекарственных препаратов и медикаментов. Другая – возможность, а точнее невозможность получить их теми, кому они предназначены.
Как известно, рыба гниёт с головы. Вот и у этой проблемы ноги растут с перечня льготных лекарств, утверждённого в Минздравсоцразвития РФ. В этом году в перечень почему-то не вошли многие сердечные препараты. Например, предуктал, именуемый в простонародье «сердечный витамин». Удивительно, что он ничем и не заменён на фоне того, что сердечно-сосудистые заболевания стоят первыми в причинах смертности в Петербурге. И умирают от инфарктов всё больше людей среднего и даже юного возраста.
Гипертоникам – на астму…
Исключена группа препаратов от давления, в основе которых средство валсартан. В перечень не попали дорогостоящие препараты диаван, лазап, апровель. Им тоже почему-то решили не искать замену среди препаратов-аналогов российского производства. Теперь гипертоники, не переносящие, к примеру, престариум (таких людей в Северной столице всё больше), лишены права получения бесплатных лекарств. А фактически – права на жизнь. Ведь оставленные в перечне средства, понижающие давление, вызывают у опредёленной группы людей жестокий аллергический кашель. Поэтому сегодня они стоят перед сложным выбором – умирать от высокого давления или от приступа астмы.
Уже несколько лет не включаются в перечень лекарство для лечения артрозов и артритов. А число таких больных с каждым годом растёт, чему активно способствует местный влажный климат. Да и имеющиеся в перечне препараты, поступают весьма нерегулярно. Например, давно не было равела и других мочегонных препаратов. В результате больные вынуждены приобретать эти дорогостоящие лекарства за свой счёт. Впрочем, от права на бесплатную медицину можно и уберечься. Например, человек может отказаться от льготных лекарств и получать за них денежную компенсацию. Но правом этим можно воспользоваться лишь один раз в год, подав соответствующее заявление до 1 октября.
«Кашпировские» высоких кабинетов
Что же вещает нам «голова»? Комментируя «Нашей Версии на Неве» ситуацию с лекарственным обеспечением петербуржцев, вице-губернатор Ольга Казанская сообщила следующее: «Когда мы сталкиваемся с тем, что не хватает отдельного очень ограниченного круга наименований, мы предлагаем либо подождать, либо купить препарат за полную стоимость, а город потом компенсирует затраты». Неужели всё действительно так просто? Оказалось, что лёгких путей здесь в принципе быть не может: получить компенсацию средств, затраченных на самостоятельное приобретение лекарств, сегодня не менее сложно, чем приобрести бесплатное лекарство. Прежде всего, к заявлению о денежной компенсации льготнику придётся приложить с десяток документов, в том числе, чек, справку с места жительства формы 9, копии паспорта, справки об инвалидности, рецепта и др. И это притом, что в городе есть единая электронная база инвалидов, имеющих право на лекарственное обеспечение. Зачем больного человека заставлять платить за ксерокопии и бегать за справками, наверное, непонятно и самим авторам этой инструкции.
Кстати, заметив, что полная стоимость лекарства может быть компенсирована, Ольга Казанская тут же адресовала корреспондента «Нашей Версии на Неве» к председателю Комитета по социальной политике Александру Ржаненкову, который отвечает за материальную поддержку малоимущих граждан. Визит к Александру Николаевичу всё прояснил. Оказалось, что компенсации носят индивидуальный характер, зависят от многих факторов, как-то: стоимость лекарства, материальное положение инвалида, наличие родственников, способных помочь приобрести лекарство и т.д. А потому стоимость препарата может компенсироваться только частично. В целом же одному человеку в год не может быть выделено более 15 000 рублей. Таков порядок.
Всё дело в «империи»?
Так отчего же льготники вынуждены ходить по мукам? Почему в социальных аптеках нет даже тех средств, которые есть в перечне Минздравсоцразвития? Не потому ли, что из года в год конкурсные документы составляются таким образом, что участвовать в нём могут только одна-две приближённые компании? Экс-председателя Комздрава Юрия Щербука даже штрафовали за это, однако руководство сменилось, а практика распределения бюджетных средств среди своих осталась.
Многочисленные нарушения в сфере государственных медицинских закупок привлекли внимание и петербургских депутатов. Так, «яблочник» Максим Резник недавно подготовил запрос к губернатору Петербурга: по его информации, в марте-апреле 2012 года были отменены аукционы на поставку лекарств на сумму свыше 386 миллионов рублей. Основанием для отмены аукциона стало решение Управления Федеральной антимонопольной службы, которое в очередной раз обнаружило, что в конкурсной документации изначально были сформулированы требования, ограничивающие круг участников размещения заказа из-за чрезмерного укрупнения лотов, как по перечню лекарств (до 90 позиций), так и по количеству учреждений здравоохранения – получателей этих лекарств (до 42 учреждений). Именно такая традиция была заведена Юрием Щербуком, в результате чего из года в год, начиная с 2004 года, побеждала одна и та же компания – ЗАО «Империя-Фарма». За 8 лет эта компания заключила 2221 госконтракт с дисконтом 0,5–1,5% от первоначальной цены. Однако закончиться такое «братание» может в прямом смысле слова смертельно. Разумеется, не для «империи», а для льготников.
«Из-за отложенных аукционов большинство больниц и хосписов Санкт-Петербурга оказались в катастрофической ситуации – полгода без важнейших препаратов, от которых зависят жизни сотен тысяч наших горожан», – пишет в запросе депутат Максим Резник. А мы добавим, что и социальные аптеки не в состоянии сегодня предложить своим клиентам весь необходимый ассортимент, ставя своих постоянных клиентов в прямом смысле слова на грань выживания.
Лилиана Глазова
Источник: konkretno.ru