Архив:

Большие проблемы маленького ребенка

В редакцию газеты обратился Эхед Таибов, дедушка Джелила Махмудова. Он рассказал о тех испытаниях, которые ему пришлось пройти, чтобы восстановить законное право на пенсию по инвалидности своему внуку.

В 2001 году у дочери Э. Таибова Муминат родился сын. С мужем Муминат развелась еще до рождения сына, все тяготы по уходу за ребенком легли на плечи матери. У маленького Джелила обнаружили правосторонний гемипарез, разновидность детского церебрального паралича, это заболевание характеризуется нарушением двигательной функции правой руки и ноги.

В январе 2003 года Махмудов прошел обследование, и ему как инвалиду с детства была назначена социальная пенсия. В последующем Джелил ежегодно проходил процедуры установления инвалидности. А в январе 2006 года в установлении инвалидности ребенку было отказано. Врачи посчитали его здоровым. Дедушка видит причину отказа в том, что они не давали врачам денег. По его словам, существует определенная «такса», при оплате которой даже здоровый человек может получить статус инвалида со всеми вытекающими отсюда мерами социальной поддержки.

Кто поможет?

Дедушка и мать ребенка неоднократно обращались во всевозможные инстанции, искали справедливости, но в ответ получали лишь отписки. А в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации им посоветовали пройти МСЭ еще раз, а если результаты не устроят, обжаловать их и пройти очередную экспертизу уже в Главном бюро МСЭ, а затем в федеральном, или обратиться в суд.

Состояние ребенка ухудшалось. Мать ребенка обратилась в Федеральный суд Сулейман-Стальского района РД с просьбой признать решение филиала №11 при Главном бюро МСЭ РД в С.-Стальском районе об отказе в назначении пенсии по инвалидности ее сыну незаконным.

Районный суд под председательством и. о. судьи Замана Алимирзоева в удовлетворении заявления истицы отказал (решение от 17.12.2009), сославшись на то, что наличие у ребенка заболевания (правостороннего гемипареза) само по себе не является основанием для установления инвалидности.

Эхед Таибов утверждает, что и это решение суда, и все последующие были вынесены под давлением со стороны ответчиков, которые находились в дружеских или родственных отношениях с представителями закона.

Отчаявшись найти справедливость у себя в районе, Муминат обратилась к Председателю Правительства РФ Владимиру Путину.

Мальчик вновь прошел обследование, и словно по накатанной схеме ему в очередной раз отказали в установлении инвалидности. Мать снова обратилась в суд, решение суда уже от 28.12.2010, подписанное судьей М. Гасановым, практически один к одному повторяло предыдущее решение, признавая отказ в установлении инвалидности правомерным.

Уполномоченный не полномочен...

В борьбе с местными врачами Таибовы обращались также и к Уполномоченному по правам ребенка в РФ Павлу Астахову, на которого возлагали очень большие надежды. Однако разрекламированный защитник детей, который каждый день твердит нам с экранов телевизоров о своем неподдельном интересе к проблемам детей, даже не стал вникать в суть вопроса. На обращение М. Таибовой по поручению П. Астахова ответила помощник руководителя ФГУ «Аппарат Общественной палаты РФ» Н. Волкова. Вместо того чтобы дать юридическую оценку происходящего, она по сути отфутболила заявление, сославшись, что инвалидность устанавливается бюро МСЭ, туда, мол, и обращайтесь.

Действительно, Астахов не может назначить инвалидность, но ведь в его силах было рассмотреть материалы дела и передать его для расследования в прокуратуру, проследить за ходом дела, в полной мере защитить права ребенка... И для этого не надо было лететь в далекую Америку. Но, как уже сказано, его миссия была сведена к позиции невмешательства.

И только после вмешательства Правительства РФ в январе 2011 года Джелил Махмудов вновь был признан инвалидом, ему была восстановлена положенная пенсия.

И все же странно, не правда ли? Один и тот же ребенок, с тем же диагнозом и показаниями сначала был признан инвалидом, потом он чудесным образом оказался здоров и в назначении пенсии ему отказали, а спустя пять лет те же врачи вновь признали заболевание Джелила. В этом деле не нужно быть специалистом, чтобы понять, что такие метаморфозы не могут происходить с человеком.

История с Джелилом не единственная в своем роде, очень часто приходится слышать жалобы и упреки в адрес дагестанских врачей. Ни для кого не секрет, что сегодня в Дагестане многие здоровые люди путем нехитрых взаимодействий с врачами ходят в инвалидах с вытекающими отсюда финансовыми последствиями. Особенно хорошо развит этот бизнес в сельской местности, где велик процент безработицы, и люди, недолго думая, прибегают к помощи медицинских справок, чтобы иметь хоть какой-то доход. Существует даже шутка такая в народе, что сегодня никто не возьмет сельскую девушку замуж, если у нее не оформлена пенсия по инвалидности... В итоге получается, что больше половины здоровых дагестанцев живут за счет пособий по инвалидности. А тем, кто действительно болен и нуждается в помощи, приходится страдать.

Восстановили правду

Несмотря на все препятствия, Таибовы не сдались и восстановили правду и справедливость, но кто ответит за 5 мучительных лет, когда мать ребенка оставили практически без средств к существованию с больным ребенком на руках? Кто оплатит ей материальный и моральный ущерб, при том, что она и так растит ребенка-инвалида?

В надежде вернуть средства, которые полагались Джелилу за тот период, когда ему было отказано в установлении инвалидности, Муминат Таибова подала кассационную жалобу об отмене решения районного суда от 28.12.2010. Эта жалоба была удовлетворена, и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд. Муминат просила признать решения Главного бюро МСЭ РД в С.-Стальском районе незаконными с 2006 года, то есть с момента незаконного приостановления инвалидности ребенку. Однако решение суда вновь противоречит не только закону, но и всем принципам человечности. В удовлетворении жалобы вновь председательствующий судья С.Гадисов отказал со ссылкой на то, что заявительницей пропущен срок обращения в суд без уважительных причин. Но как же можно говорить о пропуске трехмесячного срока подачи жалобы, если Таибовы вот уже 5 лет неоднократно подавали множество жалоб во всевозможные инстанции, в том числе и в суд?

Сегодня Джелилу уже 10 лет, он учится в школе, но жизнь его с каждым годом становится сложней. На поддержание его здоровья постоянно необходимы дорогостоящие лекарственные препараты. И где гарантия, что через год при новом освидетельствовании врачам вновь не захочется поживиться на больном ребенке? Потому, вопрос о компенсации морального и материального вреда за 5 лет по-прежнему остается открытым.

P.S. Редакция «Дагестанской правды» надеется, что прокуратура РД заинтересуется данной ситуацией, а мы будем информировать читателей о ходе этого дела.

Наида Гасретова

Источник: dagpravda.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ