Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Услышать музыку детского сердца

Как помочь ребенку-инвалиду найти себя, раскрыть свои способности и таланты?

Девочка сделала глубокий вдох и запела. Педагог играла, кивая головой в такт музыке, словно помогая девочке. Вот первый куплет успешно пропет, второй начат, и вдруг… – Все, больше эту песню петь не буду… Она не капризничает, эта девочка. Она просто не может.

Мариночка так и не смогла допеть до конца, она никогда не может допеть до конца песню или дочитать стишок, особенность ее психики такова, что больше чем на минутудве она не может сосредоточиться на каком-либо занятии.

Девочка уже должна идти в школу, но пока ее не принимают даже на подготовительные курсы первачков, учителя не знают, как такого ребенка учить. Есть еще много детей, для которых первое сентября – обычный будничный день, ничем не отличающийся от других. Они не ходят в детский садик, в школе учатся в лучшем случае на дому, многих не берут даже коррекционные школы, а о кружках, творческих школах и секциях не может быть и речи. Возможность обучения, творческого развития открывается для этих детей в центрах социального обслуживания, в реабилитационных отделениях центров. Из преимуществ – близость к дому, неравнодушные педагоги. А еще то, что в этих центрах открывается возможность общения со сверстниками. О том, чем могут помочь ЦСО и КЦСО детям-инвалидам и их родителям, шла речь на круглом столе Департамента социальной защиты населения «Методы дополнительного образования детей-инвалидов в учреждениях социальной защиты населения города Москвы».

Сейчас в Москве более 27 тысяч детей-инвалидов. Многие ведомства работают для того, чтобы сделать жизнь этих маленьких москвичей счастливее.

В системе Департамента социальной защиты населения работают 6 реабилитационных центров и 15 отделений реабилитации для детей-инвалидов.

Но этого явно недостаточно, поэтому сейчас префектуры столичных округов отбирают дополнительные помещения для организации там реабилитационных центров. Так, в этом году примет первых посетителей Московский научно-практический центр реабилитации детей вследствие ДЦП, который будет использовать уникальные методики кондуктивной педагогики, практикуемые Институтом Пете в Венгрии.

Работающие в городе реабилитационные отделения при ЦСО и КЦСО также используют лучший мировой опыт, но есть уже свои наработки, оригинальные идеи в реабилитации, помощи детям-инвалидам.

«Чем раньше выявлена проблема, тем больше шансов ее преодолеть» – этот постулат стал одним из решающих при создании группы раннего развития «Малышок» в отделении детской реабилитации КЦСО «Жулебино».

От простого к сложному

Отделение детской реабилитации в КЦСО «Жулебино» существует с 2003 года, его основная задача – подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной и полноценной жизни в семье и обществе. Здесь делается все, чтобы вернуть ребенку активность, уверенность в своих силах, желание бороться с заболеванием.

На учете в отделении стоят 230 семей, воспитывающих 236 детей-инвалидов, из них 17 семей – многодетные, 6 семей с двумя детьми-инвалидами. Услугами отделения ежемесячно пользуются 35–49 семей. Здесь работают не только с детьми, но и их родителями, опекунами, замещающими родителями. Дети сюда попадают по направлению бюро медико-социальной экспертизы, с ними работают по индивидуальной программе реабилитации. В реабилитацию входят лечебная физкультура, массаж, занятия с логопедом, психологом, педагогом, социокультурная реабилитация.

В детском отделении работают школы: «Волшебная шляпа», «Город мастеров», «Вдох-выдох», «Буду чисто говорить».

В октябре 2008 года в отделении стартовал пилотный проект – группа раннего развития «Малышок». В эту группу вошли дети от 2 лет, которые по состоянию здоровья не могут ходить в детские садики, – это дети-инвалиды, а также ребятишки с ослабленным здоровьем, часто болеющие. Занятия проходят два раза в неделю в первой половине дня.

В группе «Малышок» с ними сразу начали работать по нескольким направлениям: коррекционная развивающая помощь, социализация ребенка – введение его в коллектив, а еще оказывалась консультативная помощь родителям.

В группу «Малышок» вошли дети разного физического и психического развития, есть и двухлетние малютки и дошкольники-семилетки. С ними работают логопед, педиатр, психолог, инструктор по лечебной физкультуре, каждый специалист учитывает возраст и диагноз ребенка. Чтобы увлечь малышей, заинтересовать их, с ними всегда играют, и все занятия – обучающие, физкультурные, творческие – проходят в игровой форме, от простого к сложному.

Так, логопедическое занятие по сказке превращается в спектакль. Сначала любимую сказку читают – большинство в восторге от «Колобка», «Курочки рябы» и «Теремка».

После этого детки охотно обсуждают с педагогом все перипетии сказочной жизни: кто пошел и куда пошел, что сделал и чем дело кончилось и т. д. На следующих занятиях ребята становятся актерами и отчасти режиссерами кукольного театра, разыгрывая сказку и внося в нее личные коррективы. И уже отточив мастерство на куклах, мальчики и девочки сами перевоплощаются в сказочных лисичек, зайчиков, медведей и с удовольствием разыгрывают спектакль на сцене.

А на занятиях по лечебной физкультуре можно дать выход энергии, двигательной активности, которые так и распирают дошколят, даже если у них и очень серьезные заболевания. Инструктор поможет направить эту энергию в нужное русло и обратить ее на пользу здоровья. Малыши активны, но быстро утомляются, значит, надо чередовать усиленные нагрузки с более длительными периодами отдыха. Трудно понять: что надо сделать, куда должна двинуться рука или нога? Инструктор всегда выполняет упражнения вместе с детьми – пусть каждый раз смотрят, повторяют, так понятнее, нагляднее. И, главное, чаще хвалить. Ничто так не вдохновляет, как пускай маленькие, но ежедневные победы.

Еще детей учат творить красоту собственными руками. Вместе с педагогом малыши учатся рисовать, лепить, вышивать, конструировать, мастерить.

Это специалисты рассуждают о пользе обучения изобразительному искусству, ведь оно невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение...

А ребятам просто нравится рисовать, создавать на чистом листе красивое буйство красок или милые картинки, например, изобразить того же Колобка или теремок.

Школа и для родителей

Не забывают в группе «Малышок» и о родителях, с ними беседуют специалисты. Для пап, мам, бабушек и дедушек организуются открытые занятия, на которых показывается: как именно надо работать с их малышами, каких от дочки или сына ждать результатов, как заниматься с детьми дома. Так же как и в детском садике, в группе «Малышок» в конце учебного года проводятся утренники, где малыши могут показать друг другу и родителям, чему они научились за эти несколько месяцев.

Всего два года работает группа раннего развития «Малышок» отделения социальной реабилитации детейинвалидов КЦСО «Жулебино», но уже есть значительные результаты – после курса занятий несколько детей приняты в логопедические детские сады. Но и те, кто не попал в детский сад, смогли многому научиться в группе «Малышок». А кроме этого, у них появились друзья – их сверстники, с которыми интересно вместе играть, рисовать, строить башни и конструировать. Жизнь малышей становится интереснее, а с таким багажом уже можно вступать в более взрослую жизнь.

На круглом столе поделились своим опытом и наработками Центр социальной адаптации детей-инвалидов «Южное Бутово». На территории района проживают более 1100 детей-инвалидов, ежемесячно в центре социальной адаптации проходят курс от 120 до 175 детей.

Основной метод работы здесь творчество, с его помощью ребята обучаются, общаются между собой, творчество открывает этим детям двери в мир здоровых людей.

Мальчишки и девчонки, несмотря на серьезный недуг, участвуют в общегородских выставках, конкурсах, выезжают на экскурсии, выступают в агитбригадах перед ветеранами – в общем, живут полной, максимально насыщенной жизнью, насколько им это позволяет их болезнь.

Сказка с продолжением

Еще один интересный опыт работы с детьми представили на круглом столе работники КЦСО «Хамовники». Здесь была разработана и воплощена в жизнь программа: «Через мир музыки в мир безграничных возможностей и здоровья».

Эта программа нацелена на помощь семьям, имеющим детей с проблемами в эмоционально-личностной сфере. К сожалению, современная жизнь диктует такие темпы, такие эмоции, стрессы, что детская психика очень часто не выдерживает, поэтому детей с проблемами в эмоционально-личностной сфере год от года становится все больше. Их называют «нетипичные», «непохожие», «сложные», «особенные» дети. Именно в этом центре маленькая Мариночка пела и никак не могла закончить свою песню… Таким деткам тяжело учиться, их не принимают, или же они долго не задерживаются в детских садах, им очень сложно самовыразиться так, чтобы окружающие люди поняли и приняли их.

Музыка помогает этим детям не только развиваться эмоционально, умственно, но и научиться ладить с обществом.

Дети, пришедшие заниматься по программе «Через мир музыки в мир безграничных возможностей и здоровья», очень разные, каждый со своими проблемами, диагнозами, болезнями, недетскими бедами. Поэтому большую часть времени с каждым ребенком работают индивидуально психолог, педагог, логопед, музыкальный работник. Детей обучают вокалу, игре на инструменте, не забывая о музлитературе и сольфеджио.

Но дальше, когда уже достигнуты определенные успехи, ребенок включается в группу. Например, Павел разучил пьесу или песню на фортепьяно, он вполне уже может войти в состав дуэта, трио или даже мини-оркестра, пусть даже рядом с ним будут играть на ложках и трещетках.

И почему бы не попросить других ребят – посетителей КЦСО поучаствовать, например, поставить танец под этот аккомпанимент. Работая все вместе, увлеченные творческим процессом, ребята объединяются, находят друзей.

И насколько окрыляют первые победы: выступление на сцене и искренние овации зрителей. На занятия ходит мальчик с очень сложным дефектом речи, когда он говорит, то понять его могут только родители. Совсем другое дело, когда мальчуган поет, непонятность речи с лихвой покрывается эмоциональностью, горячим желанием петь. И буквально с первого концерта зрители полюбили этого юного исполнителя и каждый раз горячо приветствуют вокалиста.

Другой юный исполнитель был очень замкнут, из-за этого не мог посещать различные кружки, даже из церковной воскресной школы пришлось уйти. О выступлениях на публике даже речи не шло, родители мечтали только о том, чтобы мальчик продолжил заниматься музыкой. Воспитываясь в религиозной семье, он исполнял только определенную музыку – церковные песнопения, и педагоги, уважая выбор мальчика, подобрав соответствующий репертуар, продолжили с ним занятия.

Таких историй в этом центре множество. И пусть эти дети не станут знаменитыми музыкантами, но они смогли здесь поверить в себя, научиться самовыражаться в музыке, наслаждаться красивым, возвышенным.

…А Мариночка так и не допела ни одной песни до конца, но сейчас это не так уж и важно. У этой непоседы обнаружился другой талант: она замечательно изображала других детей, копировала их поведение, пародировала – в девочке открылся настоящий артистический дар. В результате она не без помощи педагога сочинила пьесу-сказку, в которой сама сыграла одну из ведущих ролей. Сыграла блестяще, в отличие от песни свою роль сыграла до конца.

Это была одна из главных побед в ее детской жизни, сколько их будет еще, во многом зависит от того, какие педагоги будут рядом с ней, смогут ли помочь, поддержать, понять, ведь это не обычный, а особенный ребенок…

Мария Володина

Источник: vmdaily.ru