Архив:

Чиновникам нет дела до инсулинозависимых

По статистике, сахарным диабетом в Украине страдает около 10 % населения. Высокая социальная опасность этой болезни, ежегодное прогрессирующее увеличение количества больных, лечение которых постоянно нуждается в значительном финансировании из государственного и местных бюджетов, определили актуальность проблемы и обусловили проведение Счетной палатой соответствующего аудита в пяти областях Украины.

По результатам анализа и проверки использования бюджетных средств на обеспечение лечения больных сахарным диабетом в Днепропетровской, Запорожской, Одесской, Николаевской и Херсонской областях Коллегия Счетной палаты отметила, что ответственные исполнители Государственной целевой программы «Сахарный диабет» на 2009-2013 года, в частности облгосадминистрации отмеченных областей, не обеспечили надлежащего выполнения мероприятий, направленных на лечение, диагностику и профилактику этой болезни.

Уровень заболеваемости инсулинозависимым сахарным диабетом в проверенных регионах ежегодно растет и в 2009 г. превысил общеукраинские показатели: на Херсонщине - на 22,1 %, Днепропетровщине - на 18,6 %, в Запорожской области - на 12,3 %. Темпы распространения заболеваемости в Николаевской области в 2009 г. опережают общеукраинские показатели на 0,5 %.

Смертность больных сахарным диабетом на Одесщине более чем вдвое превышает средние показатели по Украине.

Одной из главных причин такого положения аудиторы называют направление средств государственного и местного бюджетов преимущественно на медикаментозное обеспечение больных.

В тоже время, задания государственной и региональных программ, которые предусматривают развитие профилактики, диагностики и лечения больных, неинсулинозависимым диабетом, уменьшение количества осложнений, которые приводят к инвалидности и смертности, не выполняются.

Коллегия обратила внимание на то обстоятельство, что расходы на выполнение программы «Сахарный диабет» формирует не МОЗ, а Минфин. Определение размера средств, которые учитываются в местных бюджетах для выполнения мероприятий программы Минфин осуществлял единолично, при этом не учитывалась определенная МОЗ и облуправлениями охраны здоровья потребность в таких средствах.

Из-за этого разбалансирована система управления средствами, созданы условия для безответственности со стороны МОЗ, которое фактически отстранено от управления средствами. В то же время областные управления охраны здоровья не сумели обеспечить пропорциональное финансирование всех мероприятий, предусмотренных программами.

Минфин не профинансировал в 2008 г. запланированные в госбюджете расходы на централизованную закупку оборудования и программного обеспечения для создания и поддержки программно-аппаратного комплекса «Государственный реестр больных сахарным диабетом» в сумме 15 млн. грн. и не предусмотрел такие расходы на 2009-2010 годы. Это привело к невыполнению одного из главных заданий Государственной целевой программы по борьбе с сахарным диабетом - не внедрена эффективная система регистрации, учета и последующего сопровождения больных, поскольку не создан Государственный реестр больных сахарным диабетом.

Существующие на сегодня в областях реестры несовершенны, ведутся формально и не обеспечивают проведения долговременного мониторинга состояния здоровья больных. Управление охраны здоровья проверенных пяти областей планировали мероприятия по лечению больных сахарным диабетом и определяли объемы финансирования при отсутствии достоверных данных о количестве больных, о потребности в необходимых лекарствах. В 2009 г. это привело к накоплению остатков инсулина (почти полугодовая потребность в лекарствах) на сумму в 45,7 млн. грн., в частности в Одесской области - 8,5 млн. грн.

В то же время в отдельных медицинских учреждениях этих регионов потребность в препаратах инсулина была удовлетворена лишь частично, потому лекарства покупали за счет дополнительных средств местных бюджетов. А кое-где больным диабетом приходилось покупать препараты на собственные средства.

Например, в потребность Белгород-Днестровского в инсулине за счет бюджета была удовлетворена лишь на 60,7 процента, что свидетельствует о неэффективном управлением бюджетными средствами.

«Причина не в недостатке средств, а системе организации процесса выполнения Государственной программы, - отметил председатель Счетной палаты Валентин Симоненко. - Почему средства распределяет Минфин, а не МОЗ?! Почему МОЗ девять лет создает реестр больных, а его до сих пор нет? Время проломить эту систему безответственности!».

Общая сумма установленных нарушений действующего законодательства при закупке работ и услуг за бюджетные средства, планировании расходов, формировании отчетности, по результатам проверки, в целом составила 31,4 млн. гривен.

Источник: misto.odessa.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ