Архив:

"Родничок" и его директор

Сложно не заниматься реализацией социальных проектов, когда руководишь домом, где воспитываются дети с нарушениями развития. Людмила Тонконог, заведующая детсадом № 452, стала победителем городского конкурса "Женщина-лидер. XXI век" именно за социальные нововведения. Рассказываем о ней, ее победе и "Родничке" - одном из лучших садиков в Нижнем Новгороде

Счастье и крест

- Я всегда знала, что буду работать в детском саду, - признается Людмила Михайловна. - В садике работала моя мама, с этим связаны самые яркие впечатления детства. Поэтому получила профильное педагогическое образование и сразу после института целенаправленно пришла воспитателем в детсад. Потом была музыкальным руководителем, логопедом-дефектологом, старшим воспитателем. Предлагали пойти на заведование, но я не решалась - работа заведующей казалась слишком важной и серьезной. Но пришел момент, когда поняла: все, созрела. Приняла детсад, в котором шел капитальный ремонт. Сделала проект реконструкции, но время было неспокойное - начало девяностых годов. Когда ведомственное финансирование прекратилось, все сады передали в муниципалитет, а из того практически достроенного здания сделали оздоровительный центр для взрослых.

Учтя накопленный опыт ремонтных работ, Людмилу Тонконог направили в садик художественно-эстетического направления:

- В то время как раз стали бурно развиваться учреждения разных видов, и мы написали свою программу развития детсада. Сделали реконструкцию помещений, открыли физкультурный зал, изостудию, библиотеку, логопункт, организовали кружки, ввели новые штатные единицы. Оценив результаты, в 99-м году руководство предложило мне перейти заведующей в "Родничок". Согласилась, переживая. Все-таки этот детсад требует дополнительных специальных педагогических и медицинских знаний, специалистов здесь больше, структура - сложнее. Но приняла это как знамение свыше: раз идешь на таких детей, это - твой крест.

И двухнедельным помогают

Кстати, сначала "Родничок" был обычным детсадом - правда, с бассейном. Необычная "роскошь" дала толчок к тому, чтобы садик стал развиваться в физкультурно-оздоровительном направлении.

Илье Старкову полдник нравится- К сожалению, с каждым годом процент нездоровых детей только увеличивается, - рассказывает Людмила Михайловна. - Когда появилась необходимость открыть в районе группы с тяжелой ортопедической патологией, шли на ощупь: еще не знали, как набирать детей в группы, как работать с ними. Сначала в садике из десяти были открыты четыре специальные группы. Потом возникла необходимость открыть группу кратковременного пятичасового пребывания для детей с комплексными нарушениями развития. Это очень тяжелые дети, которые часто даже не могут самостоятельно передвигаться. Пока такой группы не было, они были практически обречены. Сейчас они получают знания, с ними работают логопеды, дефектологи, воспитатели, медики. Если у ребенка наблюдается положительная динамика, мы переводим его в группу полного дня.

Еще одно нововведение Тонконог и коллектива "Родничка" - служба раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии. Ведь в детсад принимают только с двух лет, а ребенок-инвалид чаще всего уже рождается с тяжелой патологией:

- Мы выявляем семьи, дети которых по медпоказаниям наверняка попадут к нам. Для этого создана новая форма - служба "Мы вместе", направленная на обеспечение раннего медико-психологического сопровождения детей с самого рождения до двух лет, подготовку их к поступлению в детский сад и психолого-педагогическую поддержку семьям.

Отборные кадры

Самое главное для руководителя - конечно же, выздоравливающие дети. Обеспечивают этот результат все сотрудники детсада:

Аня Груздева и Мирослав Бухман на занятии по физкультуре с инструктором Аллой Дубровской - Я пришла в уже сформировавшийся коллектив, - говорит Тонконог. - Многие работают здесь с момента основания детсада. Вместе мы вырастили кадры такого уровня! По итогам аккредитации у нас статус учреждения первой категории - Центр развития ребенка, и люди работают соответствующие. Более 70% сотрудников - с высшей категорией и высшим образованием, половина из них - даже с двумя. Знаю, что в других садах подчас не хватает воспитателей. У нас же случайных людей нет вообще. Ставки освобождаются только по причине профессионального роста педагога, когда из воспитателей переходят в логопеды или на заведование, а четыре педагога недавно поступили в аспирантуру. Раз кадры хорошие - работа ладится.

От театра до ультразвука

Прогулка по "Родничку" - целое путешествие: по площади детсад больше напоминает школу. Только что закончился тихий час. Малыши пробуждаются, прямо в кроватках выполняя специальную гимнастику, а старшие уже доедают винегрет и чай. Потом одни строят из мягких кубиков кремль, другие репетируют номер к ближайшему празднику. Почти в каждом помещении - современный дизайн, удобная мебель, самодельный кукольный театр, много игрушек и поделок, изготовленных руками детей и взрослых. Кстати, в каждой группе есть не только воспитатель, но и логопед, а в группах с интеллектуальной недостаточностью работает еще и дефектолог.

Заглядываем и в физиотерапевтическое отделение, где дети получают физиопроцедуры и массаж - их мышцы стимулируются и укрепляются.

- Врачи обслуживают всех наших ребят, а также "неорганизованных" детей района и города, которым тоже требуется профилактика или лечение, - поясняет Людмила Михайловна.

Приближаемся к гордости заведующей - это тренажерный зал, оборудованный на средства первого выигранного регионального конкурса нацпроекта для дошкольных учреждений.

- Недавно мы снова победили в этом конкурсе, и теперь собираемся купить плантограф - современное оборудование для диагностики опорно-двигательного аппарата человека. Потому что проблема ранней диагностики - это очень важное направление нашей работы.

Детский сад как научная площадка

Уже два года в садике развивается еще одна вариативная форма работы с детьми - интегрированные группы, где ребятишки с отклонениями в развитии занимаются вместе с нормально развивающимися сверстниками.

- Дети с отклонениями в развитии благодаря совместному воспитанию меняются: многие начинают свободно общаться с другими детьми и взрослыми, охотно работать на занятиях, участвовать в жизни группы - в дальнейшем они могут успешно обучаться в общеобразовательной школе. Важен тот факт, что воспитанники с нормой развития воспринимают особых детей положительно, заботятся о них, включают в совместную деятельность. Такое общение помогает социализироваться не только ребенку с ограниченными возможностями, но и нашим благополучным детям...

И недавний грант главы администрации города Нижнего Новгорода в размере 100 тысяч рублей "Родничок" получил за реализацию именно этого проекта.

Кроме того, садик давно уже работает экспериментальной площадкой по разработке медико-психологического сопровождения "особенных" детей:

- Не так много существует методической литературы по работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата - мы сами многое разрабатываем, внедряем у себя и распространяем среди других дошкольных учреждений, - рассказывает Людмила Тонконог. - Итогом этой работы стало издание авторским коллективом детсада комплексной программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сейчас наш опыт выходит на общероссийский уровень - эта работа представлена в федеральной подписке.

Статистика показала, что инновационная модель садика работает эффективно: стабильно снижается уровень заболеваемости детей - как общей, так и простудной, есть положительная динамика в преодолении нарушений опорно-двигательного аппарата. Успешная подготовка детей дает им возможность поступать в разные виды школ: в среднем лишь десятая часть детей-выпускников учится потом в специальных коррекционных школах, больше половины идет в общеобразовательные, а около 35% поступают в школы повышенного статуса - лицеи и гимназии.

Попасть в садик - дождаться очереди

"Родничок" - садик уникальный, только жалко, что не резиновый. Естественно, сейчас он переполнен. В группе кратковременного пребывания - 13 человек, в остальных в среднем - от десяти до двадцати. На полторы сотни детей приходится, кстати, 69 сотрудников детсада и 11 медиков детской городской больницы № 42. Как попасть в "Родничок"?

- Технология одна для всех и прописана в положении о комплектовании. Нужно прийти в районную администрацию, подать заявление и ждать, - говорит заведующая. - "Наши" дети дополнительно подают еще и медицинские документы. Когда у ребенка подходит очередь, наша функция заключается только в том, чтобы подобрать для него соответствующую группу.

Не лежачий камень

Даже о трудностях Людмила Михайловна говорит с оптимизмом, и ее рассказ больше напоминает руководство к действию:

- Конечно, с каждым годом бюджетное финансирование увеличивается, но все-таки для работы в инновационном режиме его недостаточно. Приходится обращаться за помощью к родителям и расширять круг социального партнерства. У нас налажено взаимодействие с депутатами городской думы и законодательного собрания, что позволяет привлекать дополнительные средства. Еще мы внедряем экологический образовательный проект, финансирование которого обеспечивает городской комитет по экологии. Организовали платные дополнительные образовательные услуги - готовим детей к школе по методике Монтессори. А вся округа из соседних детсадов и школ с удовольствием ходит к нам в бассейн - для нас это дополнительные деньги... Конечно, и этого не хватает, и поэтому мы все сделаем для того, чтобы победить в международном конкурсе социальных проектов с большим грантовым фондом. У нас еще много интересных идей!

Кстати, в будущем году "Родничок" включен в программу по благоустройству Московского района, что позволит, наконец, покрасить скучный серый фасад в "родниковый" голубой цвет. Наверняка и эмблему садика нарисуют: маленькая капелька выплывает из моря на спасательном круге, держа в одной руке раскрытую книжку, в другой - флажок с красным крестом.

Справка

Людмила Михайловна Тонконог
Заведующая муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников № 452 "Родничок".

Окончила Горьковский государственный педагогический институт им. Горького по специальности "Педагогика и психология дошкольная", Нижегородский институт развития образования (НИРО) по специальности "Учитель-логопед".

Общий педстаж - 33 года, в должности руководителя - 18 лет. Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, нагрудным знаком "Почетный работник общего образования".

Замужем, имеет взрослую дочь. Любимые занятия - дача, пение и игра на фортепиано в семейном кругу.

Валентина Переведенцева
Фото Вячеслава Сенникова

Источник: http://www.birzhaplus.ru/

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ