Архив:

Полноценные возможности

В ближайшие годы России предстоит интегрироваться в мировое цивилизованное сообщество в области защиты прав инвалидов. Однако пока государственные деятели думают о том, где изыскать средства на реализацию этого процесса, железнодорожники по собственной инициативе делают первые шаги в данном направлении.

В сентябре 2008 года Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, которая предусматривает в качестве государственного обязательства создание безбарьерной среды для людей с ограниченными физическими возможностями, чтобы они могли вести нормальную, полноценную жизнь наравне со здоровыми. В настоящее время идёт подготовка к ратификации этого документа. Также в соответствии с посланием президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию Минздравсоцразвития при участии причастных министерств и ведомств разработало проект государственной программы «Доступная среда» на 2011–2015 годы, которая должна заложить основы нового подхода к формированию жизненного пространства для инвалидов и маломобильных групп населения.

Права есть – возможностей нет

В своих поручениях президент особо обратил внимание правительства и руководителей регионов на проблемы в сфере общественного транспорта и необходимость его обновления с учётом потребностей инвалидов, так как его доступность позволит значительно улучшить качество жизни этой категории граждан. Пока же реальность такова. Более 9 % от числа всего населения России, или 13 млн её жителей – это инвалиды, еще 35–40 млн человек относятся к маломобильным группам граждан (малолетние дети, пожилые люди, беременные женщины и т.д.), но транспорт и транспортная инфраструктура страны практически не учитывают их потребности. Таким образом, более трети населения испытывают трудности в передвижении.

– Транспортная инфраструктура в нашей стране до сих пор остаётся для инвалидов недоступной даже вопреки нормам Конституции, тем самым нарушаются права людей с ограниченными возможностями, – говорит депутат Государственной думы, сопредседатель Межфракционного депутатского объединения по делам инвалидов Валерий Селезнёв. – Несмотря на задачи, поставленные в государственной стратегии по обеспечению доступности пассажирского транспорта к 2030 году для маломобильных групп населения на 90%, в ныне действующей Федеральной целевой программе развития транспортной системы страны на 2010–2015 годы нет даже специального раздела, не говоря уже о плане мероприятий по адаптации транспортной инфраструктуры к нуждам инвалидов. Технические регламенты и стандарты по транспорту и транспортной инфраструктуре во многом несовершенны и не отвечают современным требованиям, так как в полной мере не учитывают потребности людей с ограниченными возможностями. Кроме того, слабо определена мера ответственности за несоблюдение требований по организации беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспорта.

На практике это выливается в то, что инвалиды практически лишены возможности передвигаться самостоятельно, путешествовать и полноценно участвовать в общественной жизни.

Доходит до абсурда. Сопредседатель межфракционного депутатского объединения по делам инвалидов Госдумы, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег Смолин рассказал о том, что до сих пор нередки случаи, когда людей с инвалидностью не пускают в самолёт! «Я рад тому, что хотя бы на железных дорогах не бывает таких проблем, – признался эксперт. – Но есть другие, когда, например, даже при наличии свободных мест инвалидам по зрению отказываются продавать билеты в специализированные купе для инвалидов. Мне представляется, что это неправильно, пусть не колясочник, но человек с ослабленным или отсутствующим зрением – особая, уязвимая категория пассажира, часто вынужденная ехать с сопровождающим. Почему не пойти ему навстречу?»

Большой плюс в конкурентной борьбе

В соответствии с программой «Доступная среда» планируется внести изменения в ряд федеральных законов, в том числе ФЗ №17 «О железнодорожном транспорте в РФ».

Реализация программы будет проходить в два этапа. Первый – подготовительный – пройдёт в 2011–2012 годах. В течение второго (2013–2015 годы) должны быть реализованы мероприятия практического характера. Это модернизация подвижного состава пассажирского транспорта: установка аппарелей, подъёмников, мест крепления колясок, автоматических звуко- и светозвуковых информаторов, монтаж на остановочных пунктах и в вагонах пригородного железнодорожного транспорта систем синхронной, речевой и текстовой информации, пандусов, тактильных и контрастных поверхностей.

Кроме того, планируется обустройство для нужд инвалидов железнодорожных вокзалов, аэропортов, морских и речных портов. В том числе предполагающее установку специализированных таксофонов для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, указателей со световой и звуковой информацией для лиц с потерей слуха и зрения, оборудование специализированных касс, мест в залах ожидания, кабин в общественных туалетах, пешеходных и транспортных коммуникаций, остановок, станций и вокзалов общественного пассажирского транспорта светозвуковой и тактильной информацией.

Наряду с этим ОАО «РЖД», не дожидаясь специальных директив, самостоятельно приступило к созданию условий для маломобильных граждан. Более того, оно рассматривает это не только как жест доброй воли и социальной поддержки населения, но и как инструмент повышения конкурентоспособности транспортной инфраструктуры за счёт создания современных пересадочных узлов.

«Современный вокзал всё дальше уходит от понятия «перрон плюс зал ожидания» – теперь это общественно-деловой центр, ключевой транспортно-пересадочный узел и важнейшая часть городской среды, – говорит генеральный директор ОАО «РЖД-Развитие вокзалов» Михаил Грудинин. – С этой точки зрения принципиальным для нас является реальное закладывание в проектную документацию решений по созданию этой среды. Ещё два года назад ОАО «РЖД» утвердило концепцию эффективного развития и модернизации вокзалов, базирующуюся на этом подходе, где предусмотрены конкретные меры для того, чтобы сделать городскую транспортную среду доступной для инвалидов. То есть ОАО «РЖД» в буквальном смысле – локомотив, который в этой ситуации прокладывает путь и создаёт прецедент для остальных монополий».

Свой 20-летний опыт в оборудовании вокзала для нужд инвалидов в качестве взаимопомощи, стратегического партнёрства предлагает концерн Deutsche Bahn.

– Мы выделили три группы совершенно конкретных предложений в области сервиса, универсального дизайна и навигации, – говорит исполнительный директор представительства Deutsche Bahn в России Сергей Замятин. – К сервису относится то, что персонал должен быть специальным образом обучен и уметь реагировать правильно, адекватно на людей с ограниченными физическими возможностями, предоставлять им определённые стандартные услуги, а не удивляться каждый раз, что надо оказать какую-то локальную помощь.

Универсальный дизайн – это в первую очередь свободный доступ всех категорий граждан ко всем функциональным зонам вокзала, подъёмники, пандусы и эскалаторы, специализированные туалеты, интуитивная, понятная и унифицированная система навигации. И, конечно, средства и условия безопасности: если произошла чрезвычайная ситуация, то шансы быть спасёнными должны быть у всех равны.

По мнению эксперта, вокзалам выгодно быть удобными для инвалидов. Доступные билетные кассы, телефонные аппараты, банкоматы – это ещё и дополнительное звено в коммерциализации, поскольку позволит привлечь те самые 9% населения, которые сейчас не могут активно участвовать в общественной жизни, то есть не покупают какие-то услуги. Многие из этих решений реализованы на пилотном проекте – модернизированном Курском вокзале в Москве, а вскоре появятся и ещё на нескольких в зоне столичного узла.

Кто заплатит за удобства

Однако в ДЖВ более 340 вокзалов, и все надо модернизировать с учётом современных требований.

«Вопрос в том, каким образом в рамках нашего бюджета мы можем рассматривать реализацию необходимых программ, – говорит Михаил Грудинин. – И здесь необходим элемент государственно-частного партнёрства. ДЖВ пытается создать целую госпрограмму с Минрегионразвития именно по вокзальной составляющей, потому что транспортная инфраструктура в России действительно слабо представляется без современного многофункционального вокзала. Кстати, со слов министра экономики, три процента ВВП страна сегодня теряет именно из-за низкого качества транспортной инфраструктуры».

С точки зрения Сергея Замятина, для установки какого-то дорогого подъёмника или лифта, может быть, действительно нет денег или спонсора, хотя и об этом следует говорить в ближайшем временном приближении. Но в то же время табличку, которая стоит, скажем, 50 руб., уже можно поставить и завтра.

– Мы хотели бы поблагодарить ОАО «РЖД» за участие и активную позицию по данному вопросу, – говорит Галина Селиванова, начальник отдела методологии, разработки и реализации программы «Социальная защита инвалидов» департамента по делам инвалидов Минздравсоцразвития. – И мы фактически согласны, что данная работа требует колоссальных финансовых вливаний. Да, государственная программа «Доступная среда» – это мощный финансовый инструмент. В ней предусмотрено частичное финансирование мероприятий за счёт средств федерального и региональных бюджетов, но, к сожалению, только за счёт бюджетных средств реализовать все направления по формированию «Доступной среды» в России пока не представляется возможным.

Поэтому, по словам эксперта, форму государственно-частного партнёрства с участием ОАО «РЖД» надо сегодня в органах госвласти обсуждать. «Вероятно, это может найти отражение при совместном обсуждении Минздравсоцразвития с Минтрансом в процессе доработки проекта государственной программы «Доступная среда», – считает Галина Селиванова.

По мнению Валерия Селезнёва, программы обеспечения доступности железнодорожного транспорта и инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп граждан являются не дополнительными финансовыми обязательствами государства, а неотъемлемой составной частью единой социально-экономической политики.

Проблема транспортной доступности для инвалидов обсуждается на различных уровнях государственной власти. Недавно по результатам дискуссий председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарёв направил рекомендации ряду государственных органов и ведомств. Так, правительству и в проекте государственной программы «Доступная среда на 2011–2015 годы» рекомендуется закрепить перечень объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, приспособление которых к особенностям инвалидов осуществляется за счёт средств государственной программы, с включением в него объектов железнодорожной инфраструктуры. При этом органам власти регионов предлагается проработать вопрос о развитии договорных отношений с ОАО «РЖД» и его дочерними компаниями по вопросу долевого участия в модернизации вокзалов и прилегающих к ним территорий, а также включить в целевые и ведомственные программы субъектов Федерации мероприятия по участию в решении вопросов доступности объектов железнодорожной инфраструктуры для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Источник: gudok.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ