Архив:

Далеко до финиша

Актеры, журналисты, музыканты проехали по Москве на колясках и выяснили, насколько город приспособлен для инвалидов. «Вот так погибнуть: в инвалидной коляске, в центре Москвы, у стен Кремля», — вздыхает телевизионный комментатор Виктор Гусев.

Его везут в инвалидной коляске по пешеходному переходу через Знаменку. Загорается красный, везущий коляску помощник Гусева ускоряет шаг, но натыкается на высокий бордюр. Ждавшие на светофоре автомобили трогаются, помощник Гусева на секунду отпускает коляску — она, быстро разгоняясь, едет вниз по улице, прямо в поток машин. Кто-то из прохожих едва успевает ее поймать, Гусев ахает и, наверное, жалеет, что согласился в нее сесть.

27 августа в столице прошла акция «Москва. Есть доступ», уже второй год подряд организуемая журналом «Большой город». Несколько москвичей, среди которых телеведущие Фекла Толстая и Татьяна Лазарева, музыкант Алексей Айги, актриса Ирина Рахманова, сели на инвалидные коляски и попытались проехать по центру города.

В прошлом году, объявленном Годом равных возможностей, как вспоминает один из организаторов акции, заместитель главного редактора журнала «Большой город» Екатерина Кронгауз, по всей Москве строились пандусы для колясок. «Выглядело это абсурдно: пандусы зачастую были короче пролетов, и за ними начинались ступеньки, которые на коляске не преодолеть. Нам захотелось посмотреть, каково на самом деле приходится инвалиду в Москве и изменилось ли что-то за последний год», — говорит Кронгауз.

Путь нынешнего пробега на колясках проходил от Российской государственной библиотеки до Остоженки. По дороге около 20 человек, половина которых действительно не могут передвигаться без коляски, попытались зайти в библиотеку, рестораны, метро, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, храм Христа Спасителя. Ни в одно из этих мест попасть на колясках не удалось. На маршруте длиною чуть больше километра участникам акции встретилось больше десятка препятствий, которые в одиночку не преодолеть.

К входу Российской государственной библиотеки вели два пролета ступенек. Нижний оборудован асфальтовым съездом под углом не менее 45 градусов. Люди на колясках бросились на штурм, но без помощи заехать наверх не смогли. Второй пролет и вовсе не оснащен съездом.

На ресторане перед храмом Христа Спасителя висел знак, что он оборудован для инвалидов, но на деле в роли оборудования выступили два охранника, которые предложили занести коляски внутрь на руках. В ГМИИ им. Пушкина колясочникам посоветовали прислать письмо о визите, после которого для них подготовят пандусы.

Сложнее всего оказалось попасть в храм Христа Спасителя. У подножия ведущей к нему лестницы стоял подъемник, надпись рядом с ним объясняла, что включать его должен сотрудник охраны. Сотрудников видно не было, и когда Татьяна Лазарева встала со своей коляски и поднялась ко входу в храм, охранники в грубой форме заявили ей, что инвалид должен сначала сам подняться наверх за ответственным работником, а уже потом с его помощью воспользоваться подъемником.

После долгих препирательств участникам акции открыли боковой вход храма. Поперек ведущих к нему ступенек были проложены два рельса. Пока охранники, отдуваясь и ворча, поднимали по ним одного из участвующих в пробеге инвалидов, он объяснял им, что использовать такой вид подъемника во всем мире запрещено: если кто-то случайно отпустит коляску, остановить ее падение будет невозможно. «То, что вы называете «пандус», мы называем «смерть инвалида», — говорил он.

По словам одного из участников акции, менеджера проектов Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Михаила Новикова, с ситуациями, возникшими во время пробега, сталкиваются все живущие в Москве колясочники. А общественных мест, куда они могут попасть, в городе единицы.

«Я активно передвигаюсь по городу и вижу, что именно сделано для тех, кто пользуется коляской, — заявила “Пятнице” участница акции, экономист Ирина Ясина, которая перемещается в коляске уже несколько лет. — К примеру, съезды с тротуаров на наземных переходах в последнее время уже появились, но если переход подземный, для инвалида он чаще всего недоступен. Во многих местах моему помощнику приходится носить меня на руках, одна я на улицу не выхожу».

Проблемой оказывается не только попадание в то или иное здание, но и просто передвижение по Москве. Чтобы проехать по Воздвиженке, участникам пробега пришлось штурмовать около десятка бордюров, проваливаться в щели в тротуарной плитке и пересекать пешеходные переходы, выложенные брусчаткой. Но больше всего удивили новые, недавно оборудованные для инвалидов съезды с тротуара: они заканчивались в 15 сантиметрах от дороги. Ни съехать по ним, ни подняться без помощи инвалиды не могли. Как объяснили колясочники, для них это обычная ситуация.

«Новые, специально проложенные для инвалидов съезды слишком высокие. Пандусы перед подъездами проложены под слишком большим углом. Съезд с тротуара на одной стороне дороги есть, а на другой нет, — перечисляет Новиков. — 90% моих знакомых колясочников живут в неприспособленных для них подъездах».

«Москва. Есть доступ» вызвала неоднозначную реакцию. В Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов «Пятнице» акцию назвали провокацией, направленной на дискредитацию правительства столицы. А пресс-секретарь мэра Сергей Цой заявил в интервью «Интерфаксу», что критика «Большого города» направлена не по адресу: и ГМИИ им. Пушкина, и РГБ, и храм Христа Спасителя находятся в федеральном, а не городском подчинении. При этом Москва, по словам Цоя, делает все необходимое для создания в городе «безбарьерной среды»: обустроены больше 20 тысяч уличных сходов-съездов. До конца года, по словам Цоя, «все без исключения подъезды московских домов будут обустроены для удобства передвижения инвалидов».

Как заявил «Пятнице» Николай Чигаренцев, председатель Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов, любой вновь построенный в столице объект принимается комиссией, куда обязательно входит представитель общества инвалидов, без согласия которого объект не будет сдан.

«Москва не может перестроиться сразу, — говорит Николай Чигаренцев, — но работа идет в плановом порядке, для колясок уже приспособлены наземные переходы, аптеки, поликлиники. Конечно, бывает, что недобросовестный исполнитель вводит объект без согласования с нами — это, видимо, и произошло с тротуарами, которые вы видели. Но таких случаев всего от 2 до 10%». Как сообщили «Пятнице» в Департаменте социальной защиты населения Москвы, в 2009 году в рамках программы «Года равных возможностей» для колясочников было приспособлено 8 тысяч общественных зданий, включая школы, больницы, магазины, стадионы. Кроме этого, комиссии департамента проверили доступность для инвалидов больше двух тысяч новых зданий, в Москве установлено 486 подъемников и 688 пандусов, 66% наземных переходов приспособлены для колясок. Впрочем, это не убеждает Михаила Новикова: «80% того, что сделано для инвалидов, для них не приспособлено», — считает он. По мнению Ирины Ясиной, если обустройство инфраструктуры Москвы будет продолжаться теми же темпами, «мы получим удобный для жизни город лет через 50».

Елена Рачева

Источник: friday.vedomosti.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ