Архив:

Пусть меня научат...

В Казахстане всего 38 процентов детей-инвалидов охвачены образованием

Проблема инклюзивного образования очень актуальна для Казахстана. В республике наблюдается тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями. Если в 2002 году их количество составляло 120 тысяч, то в 2009 году – более 147 тысяч.

В 101 коррекционной школе и 820 специализированных классах при общеобразовательных школах обучаются около 24 тысяч детей школьного возраста. Из особых детей дошкольного возраста, коих насчитывается порядка 37 тысяч по Казахстану, интегрированы в образовательную среду всего 4 тысячи. Как видно, это крайне мало. А потому необходимо заострить внимание на развитии инклюзивного образования, которое позволит, с одной стороны, расширить действующую сеть коррекционных школ, а с другой – поможет особым людям выйти в свет.


Судьбе детей с ограниченными возможностями не позавидуешь. Мало того, что вся жизнь проходит стороной, так многие из них ограничены даже в родительской заботе. Так, свыше 42 тысяч таких детей остались без попечения родителей, а еще 18 тысяч воспитываются в неблагополучных семьях. Поэтому заботу о них должно на себя взять государство, в первую очередь в вопросах образования, чтобы дать этим детям шанс в будущем.

На сегодняшний день в стране активно развивается система инклюзивного образования, которая подразумевает коррекционную и специализированную помощь в развитии детей с ограниченными возможностями.

– Сеть специальных организаций состоит из 156 кабинетов коррекции, 123 кабинетов психологов, 15 реабилитационных центров, 345 логопедических пунктов. Ранняя коррекционно-педагогическая поддержка служит детям и их родителям помощью для последующего процесса воспитания, обучения и социальной адаптации, – рассказывает главный эксперт департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Бахыт Мурзагалиева. – Для детей с ограниченными возможностями расширяется сеть специальных классов при общеобразовательных школах. Таких классов насчитывается 1098. При этом дети с ограниченными возможностями вовлекаются во все виды развития, а у одноклассников формируется отношение к инвалиду как к равному.

Однако эта красивая, высокая идея нуждается в качественном воплощении, на что у нас ресурсов пока немного.

Все начинается с кабинета психолога. На всю страну насчитывается всего 56 медико-психологических консультаций. По идее деятельность их направлена на раннее выявление у детей недостатков развития. Но, как отмечает представитель Минобра, «на местах плохо выполняется приказ Министерства здравоохранения РК в части порядка проведения скринингов для выявления нарушений у детей». В отдельных регионах отсутствует преемственность между медучреждениями и специальными организациями образования в передаче сведений о детях, имеющих нарушения в развитии.

– В результате многие нарушения выявляются уже в школьном возрасте. Так, по Казахстану всего 21 процент раннего выявления нарушения развития у детей дошкольного возраста. Это приводит к необратимым последствиям и неготовности ребенка к школе по состоянию здоровья, – пояснила Бахыт Мурзагалиева.

Вторая проблема – разработка законодательной базы. Необходимо как можно скорее принять поправки в закон РК «Об образовании» в части инклюзивного образования. Пока эти поправки лежат на рассмотрении мажилиса парламента РК.

Но самая главная трудность – создание гуманной атмосферы в школах. Венцом развития инклюзивного образования станет создание специализированных классов во всех казахстанских средних школах. Главным препятствием тому являются архитектурные барьеры.

– Сейчас в ряде городов Казахстана началась реализация проекта «Город, дружественный к ребенку». В рамках этого проекта планируется по всей стране оснастить порядка 830 школ пандусами и перилами, более широкими проемами, – сообщила Бахыт Мурзагалиева.

Обнадеживает, что уже существуют некоторые позитивные примеры развития инклюзивного образования. И радует, что это происходит далеко от столицы. Так, в городе Сарани, что в Карагандинской области, открыт специальный автобусный рейс, который будет доставлять детей в школу. А в Усть-Каменогорске на днях состоялась презентация школы дистанционного и профильного обучения. Образование дети будут получать через Интернет с помощью образовательного портала Усть-Каменогорска.

Главное – не остановиться на достигнутом.

Алина Бекирова

Источник: zakon.kz

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ