Архив:

Особые дети пойдут в обычные крымские школы

Часто ли можно встретить в обычной школе ребенка с тростью, на костылях, в инвалидной коляске? А девочку или мальчика, как принято толерантно говорить, «с некоторыми особенностями интеллекта»? Почти никогда...

Как-то так получилось, что еще в советское время всем, кто отличался от других, было отведено «свое место» - в специнтернатах и вспомогательных школах, а если родители туда не отдавали, их уговаривали «не мучить» ребенка, усаживая за парту со здоровыми ровесниками, а соглашаться на домашнее обучение.

Эту традицию Украина унаследовала еще с советских времен, и до сих пор можно услышать, как ее оправдывают тем, что детям с физическими или интеллектуальными особенностями в обычной школе придется трудно. Да и здоровым, дескать, неловко будет рядом с этими ребятами. На самом деле настоящие трудности и возникают как раз оттого, что «особенные» дети лишены нормального общения, обычной школьной жизни со всеми ее заботами. Отсюда и все комплексы, неверие в себя, невозможность нормально контактировать с окружающими. А что до реакции остальных учеников, то дети порой куда более чуткие и понятливые, чем иные взрослые, и понимание того, что мир состоит из разных людей, пойдет им только на пользу. В Крыму уже сделан первый шаг к тому, чтобы все они - обычные и «особенные» - могли учиться вместе.

Может быть, не в одной крымской школе смогут припомнить учеников, которые отличались от других, - кого-то на руках заносили в класс, за кем-то носили сумку или портфель, потому что не повиновались руки. Или их вообще не было, как у ученицы Сакской гимназии №1 Марины Ходий. Но каждый такой случай - это сочетание доброй воли и понимания педагогов, родителей и всего класса. И это исключения из общего правила. А ведь 90 - 95% «особенных» детей, уверена председатель крымского отделения Всеукраинской ассоциации молодых инвалидов Лиля Школьник, могут и должны учиться в обычной школе. ДЦП, нарушение функционирования опорно-двигательного аппарата, слабое зрение, глухота, болезнь Дауна и еще многие заболевания не могут быть препятствием для того, чтобы сказать «нет» обычной школе. Спецшколы и интернаты, конечно, нужно оставить, но выбор, где учиться ребенку, должны делать родители.

Крым и Львовская область стали двумя регионами, где осуществляется пилотный проект по включению (для этого есть даже специальный термин - «инклюзия») детей с психофизическими особенностями в общеобразовательные школы. Финансирует его Канадское агентство по международному развитию. Экспериментальной стала симферопольская школа №3 - там за партами рядом с обычными учениками можно будет увидеть детей с разными диагнозами. Как рассказала «1К» региональный координатор проекта по инклюзивному обучению и директор симферопольского учебно-реабилитационного центра «Надежда» Татьяна Панасышина, для каждого «особенного» ученика будет рассчитываться своя нагрузка и собственная учебная программа. Ведь один способен высидеть весь урок, а другой быстро утомляется - значит, ему будет разрешено покинуть класс раньше и отдохнуть. Ребенку с особенным интеллектом бессмысленно сидеть, скажем, на геометрии со сверстниками, поэтому какие-то уроки у него будут проходить по индивидуальному плану, а вот посещать музыку, рисование, физкультуру он может наравне со всеми. На самом деле вариантов, как именно будет протекать учебный процесс, множество, и только на практике можно обкатать их.

В некоторых областях Украины есть школы, в которых на средства, собранные общественными организациями, созданы условия для «особенных» детей. Но, по большому счету, они погоды не делают, не влияют на систему в целом. А теперь появилась возможность изменить ситуацию радикально, все наработки пяти ближайших лет, весь международный опыт, адаптированный к нашей реальности, станут основой для реформ в образовании.

В Крыму и до этого проекта пробовали создавать инклюзивные классы, и практика показывала, что вначале родители забирали оттуда своих обычных детей - они боялись, что учитель будет больше внимания уделять «особенным» и это скажется на учебе остальных. Но потом снова просились в старый коллектив, убедившись, что опасения напрасны. Проект, осуществляемый в Крыму, предусматривает участие ассистентов учителя - людей, которые будут присутствовать на уроках, чтобы помогать необычным ученикам. Их количество будет зависеть от состояния здоровья и возможностей ребенка: может быть, что на пятерых (максимальное количество на класс) детей с разными диагнозами нужен будет один ассистент, а возможно, по одному на каждого. В будущем, когда инклюзивное обучение полностью войдет в систему образования Украины, вопрос с ассистентами может решаться по-разному - например, привлечением волонтеров или студентов, будущих педагогов.

Программой предусмотрена как последипломная подготовка учителей, так и преподавание дефектологии. Три университета, пояснила Татьяна Панасышина, - Киевский им. Драгоманова, Крымский инженерно-педагогический и Львовский им. Франко - принимают участие в переводе и адаптации учебных курсов, предоставленных канадцами.

Насколько же Крым готов к тому, чтобы принять в общеобразовательных школах «особенных» детей? Председатель симферопольской общественной организации «Комитет доступности» Олег Миськив констатирует, что по 12-балльной системе оценка этой готовности колеблется между нулем и единицей. Прежде всего потому, что 99% зданий не оборудованы пандусами, лифтами, колясочникам туда доступ закрыт. Хотя с 2001 г. запрещено принятие в эксплуатацию общественных зданий (и школ тоже), недоступных для инвалидов. Но все равно даже в новых школах, где есть возможность заехать в вестибюль, большинство помещений, второй этаж и выше не для «особенных». А ведь еще нужны специальные комнаты, где такие ученики имели бы возможность отдохнуть и могли в любой момент получить медпомощь. Туалеты должны быть достаточно просторными, чтобы туда смог попасть человек в коляске, оборудованные поручнями, с нескользким покрытием...

Алла Бернацкая, председатель симферопольской организации детей-инвалидов «Надежда» (тезка учебно-реабилитационного центра), на себе испытала, каково растить необычного ребенка. И считает, что только обучение дочери в обычной школе, а это были нелегкие для семьи годы, сделало девушку человеком без комплексов, ценящим себя, уверенным и душевно богатым. Перенесенный в детстве полиомиелит не помешал ей на равных участвовать в жизни класса, она не согласилась даже пропускать уроки физкультуры. Сегодня она студентка иняза, занимается плаванием. Разве не того же хотели бы для своих детей и остальные мамы? Президент благотворительного фонда для инвалидов «Аутизм-2006» Галина Клименко считает, что обучение в обычной школе было бы благом и для детей с некоторыми формами аутизма. Иногда их интеллектуальный уровень не только достаточный для обучения, но и выше среднего. «У них появляется шанс сломать свой стереотип обычного поведения, наблюдая за остальными детьми», - поясняет она.

Олег Миськив считает, что и обычные дети выиграют, если с первого класса рядом с ними будут находиться «особенные», они само состояние инвалидности будут воспринимать иначе, чем их родители. «Не как ущербность, ненормальность, которой нужно стыдиться или бояться, а просто особенность, - говорит он. - Все мы в какие-то моменты бываем инвалидами: ломаем руки-ноги, нас укладывает в постель болезнь - вот вам и ограниченные возможности, особенные потребности». И потом, даже в нашем обществе еще не обесценилось такое качество, как способность сострадать, сочувствовать, понимать другого. Человека, лишенного такой способности, как раз и можно назвать безнадежно искалеченным.

Есть еще одна сторона этих отношений обычных и «особенных» детей. Не секрет, что крепким здоровьем сегодня могут похвастать немногие школьники, и вырастут из них взрослые люди с хроническими заболеваниями. И ведь кто-то из таких ребят когда-нибудь тоже станет инвалидом. Так в каком обществе им лучше жить?

Источник: http://president.org.ua/

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ