Архив:

Нормативно-правовое обеспечение трудоустройства инвалидов с психическими расстройствами

В статье рассмотрены основные положения международного и российского законодательства в сфере реализации права инвалидов на труд

В настоящее время очень остро стоит проблема трудоустройства и социализации инвалидов с психическими расстройствами. Причины этому находятся в отсутствии системы реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами, которые в большинстве случаев попадают в психоневрологические интернаты.

Необходимо повсеместно развивать систему социализации таких инвалидов через службу ранней помощи, создание условий для получения образования, овладения профессиональными навыками и рабочего места.

Предпосылки для развития системы, при которой инвалиды с психическими расстройствами могут реализовать свое право на образование и труд, уже заложены в законодательстве. Другое дело, что многие нормы являются "мертвыми", т.е. практически не работают.

Так, Конституция РФ устанавливает следующие гарантии:

- Гарантии возможности получения образования вне зависимости от состояния здоровья.

- Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

- Право родителей выбирать образовательное учреждение и форму получения образования для своих детей.

- Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Далее, Законом "Об образовании" предусматривается:

- Возможность установления специальных стандартов.

- Внеконкурсный прием в учреждения среднего профессионального и высшего образования.

- Создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

- Образовательные программы таких учреждений разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников.

- Обучение по индивидуальным учебным планам.

В соответствии с Законом "О социальной защите инвалидов в РФ":

- Создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

- Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости.

- Установление системы квотирования.

- Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

- Стимулирование создания организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

- Создание инвалидам условий труда в соответствии с ИПР.

- Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов.

- Организация обучения инвалидов новым профессиям.

- Очень важным является закрепление в Трудовом Кодексе РФ ряда льгот для инвалидов, запрещение дискриминации в сфере труда и закрепление обязанности работодателя создавать для инвалидов условия труда в соответствии с ИПР.

В процессе трудовой социализации инвалида с психическим расстройством особое место занимает пригодность инвалида к выполнению отдельных видов работ. В связи с этим Законом "О психиатрической помощи гражданам" предусмотрено временное (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признание гражданина непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности на основании Перечня противопоказаний, утвержденного Правительством РФ.

По вышеуказанному закону государство берет на себя в отношении лиц, имеющих психические расстройства, следующие обязательства:

- организует общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;

- создает лечебно-производственные предприятия для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, а также облегченные условия труда для таких лиц;

- устанавливает обязательные квоты рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами;

- применяет методы экономического стимулирования для предприятий, учреждений и организаций, предоставляющих рабочие места для лиц, страдающих психическими расстройствами;

В статье 24 Конвенции ООН о правах инвалидов говорится: "Государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими; оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получают инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, в частности, на следующее:

- запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда;

- защита прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от домогательств, и удовлетворение жалоб;

- обеспечение того, чтобы инвалиды могли осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими;

- наделение инвалидов возможностью эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению;

- расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства инвалидов и их продвижения по службе, а также оказание помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы;

- расширение возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, развития кооперативов и организации собственного дела;

- наем инвалидов в государственном секторе;

- стимулирование найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, которые могут включать программы позитивных действий, стимулы и другие меры;

- обеспечение инвалидам разумного приспособления рабочего места;

- поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда;

- поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу для инвалидов".

Следует признать, что, несмотря на наличие законодательной базы в области защиты прав инвалидов, в РФ люди с серьезными психическими нарушениями являются одной из наименее защищенных социальных категорий. Даже имеющиеся законы на практике в большинстве случаев не выполняются. Представители государственных организаций действуют на основании подзаконных актов либо по собственному произволу, с другой стороны, многие подзаконные акты положительной направленности носят рекомендательный характер и не подлежат обязательному исполнению.

Проблемой является то, что дети с глубокой умственной отсталостью, которые живут в своих семьях, могут обучаться силами родителей, а государство обязано компенсировать их затраты, в соответствии с Законом об образовании. Однако в большинстве случаев такие компенсации можно получить только в судебном порядке.

Государство практически не может оказать услуги по социальной и профессиональной реабилитации инвалидов с глубокой умственной отсталостью. В России отсутствует система профессиональной реабилитации и трудоустройства данной категории инвалидов. Трудовая деятельность для них возможна только в учреждениях системы социальной защиты. Поэтому родители обращаются за подобными услугами в негосударственные организации и вынуждены оплачивать их самостоятельно.

Проанализировав ситуацию, можно вычислить основные факторы, препятствующие интегрированному трудоустройству инвалидов:

- "Мертвые" нормы законодательства

- Отсутствие системы профессиональной реабилитации и трудоустройства данной категории инвалидов

- Негативное общественное мнение

- Введение нерабочей 3-й степени ограничения способности к трудовой деятельности, устанавливающей запрет на труд

- Неэффективная система квотирования

- Отсутствие механизма субсидирования государством создания специальных условий труда

- Государственные структуры не принимают на работу инвалидов

Таким образом, люди с психическими нарушениями, не способные самостоятельно отстаивать свои права, в большинстве случаев лишены возможности обучаться и работать и оказываются в тяжелой изоляции от общества. И для решения этого вопроса, на мой взгляд, необходимо совместно с государством устранить указанные факторы, которые препятствуют включению инвалидов с психическими расстройствами в общество.

Ларионов М.Б., руководитель юридической группы РООИ "Перспектива"

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ