Архив:

Не бойся, я с тобой!

Школа, о которой пойдет речь и которая в Год учителя отметит свое 75-летие, - особенная. Ее официальное название - республиканское государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников, имеющих отклонения в здоровье "Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат III, IV видов".

Там учатся дети, имеющие проблемы со зрением. Педагогический коллектив школы - 68 человек, 13 из них еще не перешагнули тридцатилетний рубеж. Рассказ о тех, кто день за днем опекает, воспитывает и готовит к самостоятельному движению по дороге взрослой жизни своих питомцев, начнем с самого молодого - Дениса Полежаева, преподавателя математики и информатики. Выпускник ХГУ, он работает в школе второй год. По словам коллег, Денис (теперь уже навсегда - Анатольевич) - постоянный ведущий всех школьных мероприятий: от "битв" КВН до новогодних утренников. Веселый, заводной, совсем еще юный, он на глазах взрослеет, говоря о своей работе.

- Специфика одна - детям нужно помогать развиваться. Ведь что ни говори, XXI век - время высоких технологий, и наши ребята не должны чувствовать себя в чем-то ущербными, беспомощными. Микросреда складывается с первого класса, поэтому очень многое зависит от первого учителя (как, впрочем, и в обычной школе. - Авт.).

Не понимают - разберись, почему. Здесь главное - не наставить оценок, а НАУЧИТЬ. И при этом не "вылизывать", а готовить к самостоятельной жизни. В этом году на базе школы открывается республиканский Центр дистанционного образования детей-инвалидов. Одним из тех, кому предстоит реально воплощать в жизнь новый метод, станет Денис Полежаев. "Но школу, ребят своих я не брошу".

- Я вообще-то из учительской династии, - говорит, улыбаясь, учитель географии Ирина Ивановна Иванова. - Мама всю жизнь проработала в школе, и я поступила в Абаканский пединститут. Теперь уже мой собственный педстаж - 22 года.

Какие здесь особенности? Зрение у детей разное: кому-то трудно заполнять контурные карты, а кому-то и в обычной карте не разобраться. А в общем, такие же дети: есть очень любознательные, пытливые, хотят знать больше, чем написано в учебнике, а есть и такие, для которых география - просто предмет в расписании. Марина Афанасьевна Торина шесть лет учит ребятишек физике и математике, она же - руководитель профильного методического объединения. Ранее работала в школе поселка Вершина Теи, преподавала в Аскизском ПУ.

- Применяем методику "Ты - вчерашний и ты - сегодняшний". Кстати, любые наклонности определяются еще в начальных классах. Например, есть ребята, у которых талант к точным наукам. Мы называем их "лучшими по предмету". Бывает, что учитель дает общую разработку урока, а дальше действуют эти "лучшие". Они же и домашние задания проверяют. Конечно, нужно считаться со здоровьем, контролировать нагрузку на глаза. Был у меня выпускник, решил поступать в ХГУ на информатику, хотя и мы, и врачи советовали ему подумать. "Я маме докажу!" - Доказал? - Доказать-то доказал, поступил. Год проучился, а потом зрение стало ухудшаться, пришлось академический отпуск брать. И все равно для наших детей каждый день - шаг вперед и новая победа над своим недугом.

- У меня уже четыре выпуска было - вступает в беседу учитель начальных классов Ирина Масхутовна Габидуллина.

- Знаете, что для нас главное? Уберечь, сохранить внутренний мир ребенка, его психологический настрой. Вот приходят ребята в первый класс. Часть из специализированного детского сада "Журавлик", часть - "домашние". Разница поначалу очень заметна, а к концу учебного года все "сравниваются". Бывает и так, что из того же "Журавлика" родители записывают ребенка в обычную массовую школу: "Мы попробуем там..." Через полгода приводят к нам, а у малыша психика уже надломлена. Хорошо, что маленькие все до единого на "продленке". Да и старшие, "приходящие", кто хочет, остаются.

А закон у нас один - никогда не ссориться! И ребенок постепенно оттаивает, успокаивается, понимает, что его никто не обидит, не будет дразнить. Он опять свой среди своих.

Для преподавателя истории и обществоведения Валентины Николаевны Черпаковой, педагога с 20-летним стажем, эта школа - не просто место работы. Когда-то давно она сама здесь училась. Окончила педагогическое училище, работала воспитателем в детском саду. И сюда сначала пришла тоже в качестве воспитателя.

- Мне было легко с детьми. Я знаю их проблемы, "тонкости" их жизни лучше, чем родители. Потому что я сама жила и воспитывалась здесь, в школьном интернате. Сразу вижу, кто устал, у кого что-то болит, а кто-то соскучился по маме. Значит, нужно просто подойти, обнять, тихонько пошептаться: "Что с тобой, маленький, в чем тебе помочь, кто обидел? Не бойся, я с тобой!"

Думаю, понятно, что автор не смог лично встретиться с каждым из 68 человек, работающих в этой школе. Хотя очень интересно было бы познакомиться с математиком Любовью Степановной Лопатиной и преподавателем русского языка и литературы Фаиной Ивановной Власенко, чей стаж работы в школе - 45 и 38 лет соответственно. Но педагоги-ветераны сейчас заняты в "домашнем обучении".

Поэтому в заключение - разговор с директором Лидией Павловной Зайцевой:

- Когда предложили взять на себя руководство школой, согласилась. А потом целый год "адаптировалась", пока приучила себя к тому, что это - обычные дети, которые просто не очень хорошо видят. Или не видят совсем. Всякое бывало, но ни разу ни на одного ребенка голос не повысила. Беда ведь не спрашивает, к кому и когда прийти. А они просто иногда еще не до конца понимают меру этой беды ... У нас каждый понедельник - линейка. Командиры отрядов сдают рапорты, отчитываются, что сделано за неделю. Недавно в честь 75-летия школы посадили на своем участке 75 саженцев деревьев.

А вы знаете, какой у нас ансамбль, слышали, как они поют, видели, как рисуют, мастерят?! А танцуют как! Смотрите, вот благодарственные письма от учредительного комитета международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможностями "Шаг навстречу". А девятиклассница Саша Коробицина получила диплом за сочинение "Спорт как альтернатива". А педагоги у нас какие прекрасные! Татьяна Владимировна Маскаева, учитель начальных классов, она для своих малышей как мама. Дмитрий Владимирович Ронжин, преподаватель дополнительного образования, Ольга Валериевна Каткова преподает рисование, батик. Это люди, влюбленные в свое дело, и для них нет ни ленивых, ни неумех. Конечно, я знаю всех родителей, сама езжу по районам. Особенно после каникул: то один ребенок в интернат не вернется, то другой. Приезжаем чаще всего с представителем местной администрации: что случилось? "Мама в больнице, она братика родила, меня некому отвезти". "У мамы денег нет на дорогу". А семья живет в Черногорске! Или вот еще проблема: окончил воспитанник 10 классов, а уходить ему из интерната некуда. Как? Да вот так: некуда и все! Родителей или нет, или они давно про него забыли, не нужен. И что делать? Не скажешь же: мол, уходи, куда глаза глядят. Это же НАШ ребенок! ... Им приходится быть не только педагогами и воспитателями, но и психологами, и психотерапевтами. Причем не только для детей, но и для взрослых. Они говорят родителям: "Пожалуйста, не делайте из вашего ребенка изгоя, вы должны верить, что он такой же, как все. Пусть он знает, что мы с вами вместе, и ничего не бойтесь". Несчастье, которое произошло, нужно принять и осмыслить. И бороться до конца.

В качестве постскриптума. Уважаемые читатели, признайтесь, положа руку на сердце, много ли, на ваш взгляд, сегодня педагогов, которые могут сказать о своих учениках: "Это наш ребенок!" Увы, как показывает практика, с каждым годом становится все меньше тех, кто не только учит наших детей читать и считать, а действительно воспитывает их в любви, доверии и доброте. А ведь это, наверное, так здорово, когда все школьные годы рядом с ребенком находится настоящий Учитель - взрослый, мудрый, душевный человек, который в трудную минуту скажет такие простые слова: "Не бойся, я с тобой!"

В Хакасии работают 12 республиканских государственных и муниципальных специальных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это специальные (коррекционные) школы-интернаты для глухих и слабослышащих детей, для слепых и слабовидящих детей, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, девять специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для ребят с умственной отсталостью. Здесь в текущем году обучалось 1405 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 516 детей-инвалидов, что составляет 37 процентов от общего числа учащихся этих учреждений. Из них около 140 человек учатся на дому по специальным программам, которые составлялись с учетом пожеланий родителей и диагноза ребенка. В общеобразовательных школах обучается 1273 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Из них 188 человек по медицинским показаниям обучаются на дому.

Маргарита Логинова

Источник: gazeta19.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ