Архив:

Право быть другим

Отправной точкой разговора с народным учителем России, директором ижевской гимназии №56 Валентиной Александровной Харитоновой была тема инклюзивного образования. Но оказалось, что готовность открыть двери для детей с ограниченными физическими возможностями - это только часть проблем, которые обязана решать каждая школа. В противном случае она рискует превратиться в конвейер по нашпиговыванию знаниями, где непохожесть на других будет восприниматься как брак исходного материала. Жуткая перспектива, правда?

- Специально мы не ставили перед собой задачи трансформировать учебное заведение так, чтобы его могли посещать дети-инвалиды, - говорит Валентина Александровна. - Но за три десятка лет работы директором школы я убедилась: никто не застрахован от беды. К сожалению, бывает и так, что здоровый, успешный ребенок в одночасье оказывается запертым в четырех стенах и без помощи извне не может не то что усваивать учебную программу, но даже передвигаться.

Первого сентября в один из наших десятых классов придет особый ученик. Его возвращения в школьные стены мы ждали два года. За этот шанс быть вместе со всеми сражались не только врачи и близкие мальчика, но и одноклассники, учителя, руководители коммерческих предприятий, обеспечившие финансовую поддержку семьи. Позади тяжелая операция и реабилитационный период, долгие месяцы учебы на дому. Для нас это большая радость - видеть, что общие усилия помогли сохранить жизнь и здоровье паренька. И еще мы смогли убедиться: безвыходных ситуаций практически не бывает. Чем больше людей берется за решение проблемы, чем настойчивее они бывают, тем ближе победа. Которая здоровым бывает нужна не меньше, чем больным.

Мы часто говорим о жестокости подростков. К сожалению, действительность обеспечивает богатый материал для таких разговоров. Но объясните, что делают взрослые, чтобы воспитать в детях сострадание и потребность заботиться о слабом? Просмотр фильмов и чтение книг дают теорию, а нужна практика, площадка для поступка. И пока рядом с тобой не появится человек с ограниченными физическими возможностями, ты не будешь знать, как общаться со слепым или обездвиженным, не унижая его.

В нашем сознании укоренился стереотип: инвалид - человек если не ущербный, то ущемленный. Поэтому в его присутствии возникает странное чувство - «стыдно быть счастливым». Как ведет себя большинство, когда в их поле зрения попадает гражданин с явными признаками инвалидности? Люди отворачиваются, упорно «не замечают» не такого, как остальные. Предложить помощь или просто заговорить считается неприличным: «Что я буду ему лишний раз про неполноценность напоминать? Ему и так плохо, а я тут со своей жалостью...»

К сожалению, нас так воспитали, что мы упорно делим мир на больных и здоровых - «таких» и «не таких». А вот ребятишки из младших классов не особенно беспокоятся, если их сверстник передвигается на коляске или заикается. Для них главным становится умение «нестандартного» ребенка играть на гитаре, ориентироваться в Интернете, рисовать. Они, в отличие от взрослых, считают главными в оценке личности умения, а не физические данные. Поэтому появление такого ребенка в классе носит огромный воспитательный эффект для детей и дает повод профессионального (не говоря уже о человеческом) совершенствования для взрослых.

Дети-инвалиды существуют в рамках физических ограничений, которые зачастую не могут быть полностью компенсированы. Чтобы такой ребенок комфортно чувствовал себя в классе, педагогу приходится сходить с наезженной колеи и придумывать что-то новое, от чего он уже отвык за долгие годы работы с обычными школьниками. Я бы даже сказала - усредненными, потому что одаренный ребенок - это тоже отступление от нормы. Талантливые дети бывают крайне неудобны для учителей средней квалификации, потому что задают «неуместные» вопросы и произносят выводы «не по учебнику». В школе, делающей ставку на интеллект, креативность мышления не в чести. И если ребенка-инвалида взрослые стараются определить в специализированные учебные заведения, чтобы он там рос в окружении детей с такими же проблемами (то есть был как все), то одаренного ребенка нередко пытаются «заземлить» до общего уровня.

К нам в гимназию часто приходят дети, которые не вписались в интеллектуальные стандарты элитных школ. У них другой склад мышления. Они не будут победителями олимпиад по физике, зато пишут великолепные стихи, ставят спектакли и начинают заниматься музыкой, не обращая внимания на общепринятое табу «в четырнадцать браться за инструмент слишком поздно». То, что у математиков считалось бесперспективным неформатом, в действительности обернулось талантом. А главное - ощущением счастья и веры в себя.

Нашим педагогам, возможно, проще других открывать способности детей, потому что мы находимся под одной крышей со школой искусств. Ее директор Любовь Демьяновна Бельтюкова старается сделать все, чтобы ребенок обнаружил у себя ген творчества. Несколько лет назад на художественном отделении школы вместе с нашими учениками занимались глухонемые ребята. Что значит показать человеку, ограниченному в выборе средств коммуникации, новый способ самовыражения? Все равно что научить его новому языку. Не случайно краски у этих детей заговорили так, что один из них решил стать дизайнером, а другой поступил в художественное училище. А ребята, сидевшие за соседними мольбертами, научились понимать своих сверстников по жестам, взглядам и ничуть не удивляться, что они «говорят молча». Разве такой навык общения можно освоить в теории?

Три года назад мы подготовили проект, предусматривающий возможность обучения в стенах гимназии детей-колясочников. Наши ребята совместно со студентами медакадемии изучили все возможные маршруты передвижения, специально сев в инвалидную коляску. Оказалось, что если немного переделать пандус, то дети с проблемами опорно-двигательного аппарата смогут без посторонней помощи заезжать в библиотеку, раздевалку, музыкальную школу и (что тоже очень важно) пользоваться туалетом.

Наши учителя готовы работать по программам дистанционного обучения. Единственное «но» - дома у ребенка должен быть компьютер и доступ в Интернет. К сожалению, материальное обеспечение процесса обучения ребенка с особыми физическими возможностями школа пока взять на себя не может. Хотя уже сейчас она обязана быть институтом социальной защиты для всех детей вне зависимости от социального статуса семьи и профиля самого учебного заведения. Школа - это самый важный период в жизни человека. В возрасте с 7 до 18 лет происходит физическое и психическое становление личности. И от того, какие люди будут находиться с ребенком в этот период, насколько комфортным и защищенным будет пространство, окружающее его, сложится отношение молодого человека к окружающему миру.

Не хотелось прибегать к пафосным фразам, но учитель наряду с родителями является СОучастником судьбы. И как все-таки хочется, чтобы каждый выпускник мог сказать о своей школе: «А вот нашим было не все равно! И нас приучили к тому, что тупиковых ситуаций не бывает. Что мы сидим, сложа руки, - давайте попробуем сделать как лучше!»

КСТАТИ

В соседнем Татарстане проблемой нравственного воспитания школьников педагоги озабочены уже давно. Для того, чтобы дети усвоили, что такое хорошо и что такое плохо, здесь не боятся применять даже самые нестандартные формы подачи материала. Вот и на ближайшее общереспубликанское совещание учителей власти республики пригласили известного дрессировщика кошек Юрия Куклачева.

В пресс-релизе мероприятия московский гость представлен не только как обладатель приза «Золотая корона клоунов», но и как педагог-инноватор, руководитель экспериментальной площадки «Федеральный институт развития образования». Для педагогической общественности Татарстана Юрий Куклачев прочитает доклад «Школа доброты как вариативная форма дополнительного образования в воспитании у детей толерантных отношений».

Несмотря на огромную загруженность школьников, никто из родителей не стал бы возражать, если бы в расписании появился новый предмет типа «Человеческое отношение к людям и животным». Вот только спецкурс вряд ли поможет смягчению нравов современного общества. Здесь опять-таки нужны практические занятия и личный опыт взрослых. Тем более что Америк открывать не придется, «учебники» давным-давно написаны. Помните, у Есенина? «...И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове».

Марина Плетнева

Источник: udmpravda.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ