Архив:

Практическая реализация норм федерального и регионального законодательства в области реабилитации и социальной защиты инвалидов

В декабре 2010 года исполняется 4 года с момента принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах инвалидов. В настоящее время происходит подготовка к ратификации Конвенции, идет анализ российского законодательства и законодательства субъектов на предмет соответствия Конвенции.

После подписания и ратификации международный документ, в соответствии с Конституцией, становится составной частью нашего законодательства, правовым обязательством государства, будет определять политику и действия всех ветвей государственной власти.

Региональной общественной организацией инвалидов "Перспектива" в рамках уже осуществленных проектов и реализуемого в настоящее время проекта "Организации инвалидов за ратификацию и реализацию в России Конвенции ООН о правах инвалидов" получены результаты мониторинга ситуации с соблюдением прав инвалидов во всех сферах жизнедеятельности.

Мониторинг нашего законодательства показал, что многие ключевые положения Конвенции в области образования, трудоустройства, создания безбарьерной среды в большей или меньшей степени отражены в федеральном законодательстве. Но, к примеру, в области реализации правоспособности, ограничения или лишения дееспособности, наше законодательство не соответствует международному документу и требует внесения существенных изменений.

Необходимо иметь в виду, что большинство декларируемых положений нашего законодательства "мертвы", ввиду отсутствия четкого механизма реализации норм на уровне подзаконных нормативных актов, неурегулированности межведомственного взаимодействия, низкой эффективности уголовной, гражданской, административной ответственности за нарушение прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и ряда других системных причин.

К примеру, нормы ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" о создании доступной среды, либо ст. 52 Закона "Об образовании", дающие родителям право выбора образовательного учреждения для своего ребенка - носят декларативный и разрозненный характер и не могут быть напрямую использованы для того, чтобы обязывать создавать доступную среду для инвалидов, либо создавать условия в образовательных учреждениях для обучения детей с инвалидностью.

Именно из-за отсутствия продуманного механизма реализации федеральных норм в сфере социальной защиты и реабилитации лиц с инвалидностью, из-за разночтения некоторых положений этих норм, из-за практически "безнаказанного бездействия" чиновников - правоприменительная практика исполнительных органов власти на местах сводит на "нет" положения норм федерального законодательства.

Как уже говорилось, ратификация Конвенции приведет к необходимости выработки совершенно иной государственной политики в отношении лиц с инвалидностью и совершенствования федерального и регионального законодательства.

И если мы говорим о том, что необходимо приводить в соответствии с Конвенцией наше законодательство в области реабилитации, образования, трудоустройства, доступной среды - то, в первую очередь, надо задуматься над тем, как обеспечить реальное исполнение этих норм.

Это можно обеспечить, на мой взгляд, жесткой антидискриминационной государственной политикой, которой у нас просто нет. Также необходимо большое внимание уделять формированию позитивного общественного мнения.

В связи с изложенным, хотелось бы обозначить в своем выступлении основные приоритеты законодательных инициатив по формированию антидискриминационной политики государства, с целью повышения правоприменительной практики, наряду с широкомасштабной кампанией по изменению общественного мнения в отношении лиц с ОВЗ.

Дискриминация в отношении лиц с ограниченными возможностями продолжается в таких жизненно важных областях, как обеспечение жильём, пользование общественными зданиями и услугами, образование, транспорт, связь, отдых, здравоохранение, голосование на выборах, реализация правоспособности.

Приведу один пример дискриминации: в нашу организацию обратилась инвалид 1 группы по зрению с жалобой на нарушение ее прав.
Она обращалась к нотариусу за составлением доверенности, и, в связи с тем, что является незрячей, попросила зачитать ей текст доверенности вслух и помочь подписать его.

В ответ на это нотариус отказал ей в совершении нотариального действия сказав, что она является недееспособной.

Нами было составлено заявление в прокуратуру по поводу дискриминационных нарушений, допущенных нотариусом, однако прокуратурой было отказано в проведении прокурорской проверки в связи с тем, что четкого понятия дискриминации прав инвалидов действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, доказать факт дискриминации прокуратура не смогла.

Статья 5 Конвенции говорит о том, что "Государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности...". В нашем законодательстве термин "дискриминация" содержится лишь в статье 136 УК РФ:

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

В отличие от лиц, подвергшихся дискриминации ввиду расы, цвета кожи, пола, происхождения, религии или возраста, лица, подвергшиеся дискриминации ввиду ограниченных возможностей, часто не располагают юридическим механизмами для недопущения такой дискриминации.

- Закрепить в качестве цели государственной политики в области социальной защиты поощрение уважения присущего инвалидам достоинства (ст. 1 Конвенции)

- Необходимо легальное закрепление термина "дискриминация по признаку инвалидности или ограниченных способностей" (ст. 2 Конвенции), ввести в законодательство прямой запрет дискриминации по признаку инвалидности в сфере образования, труда, потребления товаров и услуг, при осуществлении любой деятельности госорганами и организациями независимо от форм собственности (п.2. ст. 5 Конвенции). Это возможно сделать путем принятия комплексного правового акта, содержащего нормы прямого действия о запрете дискриминации инвалидов в сфере доступа к ряду социальных благ (образование, трудоустройство, услуги, транспорт и т. д.). Аналогом таких законодательных актов являются в США Act on Americans With Disabilities 1990 г., в Англии - Disability Discrimination Act 1995 г. Указанные законы содержат прямой запрет на дискриминацию инвалидов в перечисленных сферах, а также закрепляют механизмы защиты прав в этой области. К примеру, в Соединенных Штатах, при факте дискриминации со стороны организации, на нее в судебном порядке может быть наложен штраф до 50 000 долларов за первое нарушение и до 100 000 долларов за каждое последующее.

- Ужесточить административную и уголовную ответственность за нарушение прав лиц с ОВЗ

- Ввести в процессуальное законодательство "презумпцию виновности" организации или лица

- Обеспечить доступ лиц с ограниченными возможностями здоровья к квалифицированной юридической помощи

Помимо этого, необходимо проводить целенаправленную государственную политику по изменению общественного мнения к лицам с инвалидностью, к их способностям и возможностям. Эта политика должна включать в себя:

- программы подготовки и переподготовки специалистов всех государственных учреждений, семинары по пониманию инвалидности, изучению основных положений Конвенции и российского законодательства в этой области (в первую очередь - в органах прокуратуры, в связи с предстоящими изменениями в ст. 45 и 131 ГПК РФ)

- увеличение в СМИ доли аналитических и информационных передач (статей) и социальной рекламы, касающихся лиц с ОВЗ

- введение в общеобразовательные программы "уроков доброты" для учащихся школ с целью понимания инвалидности.

- введение в учебные планы профильных образовательных учреждений высшего профессионального образования специализированных курсов по правам лиц с ОВЗ.

По нашему мнению, ратификацию Конвенции не следует откладывать в долгий ящик. Но на этом этапе необходимо осознавать, что после ратификации первоочередными мерами должны являться меры эффективного контроля над соблюдением прав лиц с ограниченными возможностями.

Доклад Ларионова М.Б., руководителя юридической группы РООИ "Перспектива" в рамках круглого стола "Совершенствование российского законодательства и изменение политики государственных органов в связи с подписанием Конвенции ООН о правах инвалидов и ее предстоящей ратификацией".

Источник: РООИ "Перспектива"

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ