Архив:

Новое положение о ПМПК: достоинства и недостатки

Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование закреплено в Конституции нашей страны, законе РФ "Об образовании", а также в международных договорах Российской Федерации. В частности, гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от их состояния здоровья. Одним из органов, от которого зависит реализация указанного права детьми с ОВЗ, является психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

В частности, Ст. 50 закона РФ "Об образовании" устанавливает, что "для детей, подростков с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей по заключению психолого-медико-педагогической комиссии". Согласно п.29 Постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

24 марта 2009г министерством Образования и науки РФ был принят приказ № 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии". Учитывая роль, которую играет ПМПК в процессе реализации прав в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья, имеет смысл проанализировать этот документ, а также обратить внимание на наиболее актуальные проблемы реализации права на образование детей с особыми образовательными потребностями, связанные с прохождением ими ПМПК.

Документ содержит 3 раздела - Общие положения, основные направления деятельности и права комиссии, а также раздел об организации деятельности комиссии. Выделены основные направления деятельности комиссий, и непосредственно указано, что "... комиссии создаются с целью выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания". Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;

г) оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

д) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Если сравнить основные направления деятельности ПМПК в действующем положении с тем, как они были определены в разделе "Основные цели и задачи комиссии" инструктивного письма министерства Образования РФ от 14 июля 2003 г. N 27/2967-6 "О психолого-медико-педагогической комиссии", можно заметить исчезновение такого важного направления, как содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии. Наличие в нормативном документе, регламентирующем деятельность ПМПК данного направления, имеет большое значение, поскольку на практике достаточно часто встречаются случаи, когда именно посредством заключений ПМПК дети с различными умственными ограничениями вовсе исключаются из образовательного процесса, в том числе из системы специального образования, либо реализация их прав существенно ограничивается.

Содержащиеся в таких заключениях формулировки могут быть различны. Например, "На данном этапе ребенок обучению не подлежит, рекомендовано воспитание на дому" или "На момент обследования развитие ребенка не позволяет ему посещать образовательные учреждения". Как правило, получив такое заключение, ребенок остается без какой-либо педагогической поддержки и полностью выпадает из системы образования, что является грубым нарушением, как федерального законодательства, так и ряда Конвенций, подписанных и ратифицированных Российской Федерацией, Конвенций "О правах ребенка", "О правах инвалидов" и пр.

Другим недостатком принятого положения является отсутствие такой функции как определение специальных условий развития, воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, а также содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка. Эти моменты урегулированы достаточно расплывчато, а точнее сказать, завуалированы в формулировке "подготовка рекомендации по оказанию детям психолого-педагогической помощи и организации обучения и воспитания". Иначе говоря, ПМПК может вынести решение о переводе ребенка, например, ребенка с аутизмом с обучения в классе на надомную форму обучения в той же специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида, в связи с наличием в его поведении определенных моментов, которые мешают образовательному процессу в классе.

Однако, у этого ребенка уже сложился стереотип пребывания в классе, ритуал посещения школы и много других связанных с его особенностями моментов, которые ему необходимы для дальнейшей интеграции и социализации в общество. Подобных примеров, когда интересы развития ребенка не учитываются должным образом, к сожалению, немало.

Важным моментом является закрепление содействия ПМПК в формировании органами медико-социальной экспертизы индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в качестве одного из основных направлений деятельности комиссии.

Фактически это нововведение закрепило правоприменительную практику, существующую уже несколько лет. Учитывая тот факт, что в соответствии с ст.18 ФЗ N181 "О социальной защите инвалидов в РФ", "образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида", важное значение приобретает соблюдение прав ребенка при проведении его обследования. В этой связи обращает на себя внимание отсутствие в положении раздела, посвященного правам и обязанностям родителей (законных представителей) ребенка. Закрепление правового статуса родителей в данном документе необходимо, поскольку, как правило, именно родителям лучше всего известны образовательные потребности своего ребенка, согласно закону, именно им принадлежит право выбора образовательного учреждения и формы получения образования, а также они защищают права и законные интересы ребенка. В отличие от упоминавшегося ранее инструктивного письма, в положении нет указаний на то, что родители имеют право защищать законные права и интересы детей и присутствовать при обследовании ребенка. Поскольку комиссия не имеет возможности детально отслеживать процесс обучения и развития ребенка, весьма важную роль играет предоставление комиссии различных документов, характеризующих результаты его интеллектуальной деятельности.

Такими документами могут быть копии заключений психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, характеристики и заключения специалистов, работающих с ребенком, как в рамках системы образования, так и в других учреждениях, например реабилитационных центрах и общественных организациях, службах социальной адаптации и т.п., которые оказывают ему педагогическую помощь, или характеристики частнопрактикующих специалистов, проводивших занятия с ребенком. Кроме того, в качестве документов, подтверждающих уровень развития ребенка на момент обследования, могут быть представлены письменные работы ребенка по основным школьным предметам, его рисунки, а также видеоматериалы учебной и игровой деятельности. Также, на наш взгляд, целесообразно дополнить положение пунктом, позволяющим родителям привлекать специалистов, наблюдавших ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, при условии наличия у них психологического, педагогического или медицинского образования. Такие лица могли бы включаться в состав ПМПК с правом совещательного голоса.

Важное значение имеет указание на обязанность комиссии выдавать на руки родителям копию из заключения комиссии и копии особых мнений комиссии при их наличии. До введения данной нормы на практике родители достаточно часто сталкивались с проблемой получения выписки из протокола, т.е. заключения ПМПК.

Учитывая, что в настоящее время Россия находится на пути к ратификации Конвенции ООН "О правах инвалидов", цель которой заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства, необходимо более детальное регулирование деятельности органов и учреждений, от которых зависит реализация прав людей с инвалидностью, в частности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Целью такого нормативного регулирования должно стать недопущение различных дискриминационных практик в сфере реализации права на образование детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Учитывая это, необходимо дополнить положение о ПМПК пунктом о том, что в своей деятельности ПМПК руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации. Также уместно напомнить, что статья 7 Конвенции устанавливает, что "государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка".

Статья 24 этого документа закрепляет обязанность государств-участников обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и в течение всей жизни и определяет меры, которые государства-участники должны предпринимать для реализации указанного права.

Балыкин Д.Г., Любимова Р.С., юристы Нижегородской региональной общественной организации "Инватур"

Источник: РООИ "Перспектива"

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ