Архив:

Все дети как дети...

Статья 43 Конституции Российской Федерации не только гарантирует право на образование каждому ребенку, независимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителей предоставить доступ к образованию, что закреплено в Законе Российской Федерации «Об образовании». Все дети на белом свете одинаковы и имеют равные на все права. В том числе и на образование.

Сегодня корреспондент газеты «Дагестанская правда» беседует с директором муниципальной специализированной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для слабовидящих детей Земфирой Габибовой.

- Как зарождалась школа?

- Статистика показывает, что число рождающихся слабовидящих детей увеличивается, и, к сожалению, этому нельзя противостоять. В одной Махачкале более 2500 детей с глазными заболеваниями. Этим детям постигать науку в обычной школе очень тяжело. Психологически давят не только одноклассники, обзывая очкариком, но и учителя, не давая им возможности по нескольку раз выходить к доске, чтобы разглядеть написанное мелкими буквами. И как следствие, ребенок значительно отстает от программы. Было много писем от родителей и Общества слепых в адрес мэра города с просьбой открыть школу для детей с ограниченной возможностью видеть. К всеобщей радости, Саид Амиров не оставил без внимания бесчисленные обращения. И вот уже два года как работает наша школа. Перед открытием школы приходили проверяющие из городского управления образования и были приятно удивлены проведенной нами работой. Первый этаж отведен под спальный корпус, а верхний - под образовательный. Здесь дети проводят пять дней в неделю. Четырехразовое питание. На выходные возвращаются к родителям. Классы небольшие, рассчитаны на 12 мест.

- Как устроить в вашу школу ребенка?

- Каждый ребенок проходит медико психолого-педагогическую комиссию. Она определяет, подходит ли ребенок для обучения в нашей школе. Выдает соответствующую справку с указанием всех диагнозов пациента.

- За эти два года сколько детей зачислено?

- В первый год приняли 51 ребенка. Набрали шесть классов, с учетом того что они будут учиться до одиннадцатого класса. Во второй год - еще два класса, на смену первым. К сентябрю набрали еще два класса. В общем у нас десять классов. Из 76 детей 36 с ограниченными возможностями. Многие из них перенесли 6 и более операций. Немало детей с речевыми дефектами, ими занимается логопед. С детьми с ослабленным вниманием и памятью занимается психолог. Когда дети переходят в нашу школу из обычной, подавленность детей выражается в каждом движении тела. Немалые усилия приходится прикладывать, чтобы освободить их от комплексов. Родители радуются, видя, как дети на глазах меняются. На детей с ограниченными возможностями мы возлагаем большие надежды. Многие родители всячески пытаются оградить их от самых незначительных трудностей. Что и делает их неуверенными. Я детям и родителям привожу в пример свою преподавательницу, потерявшую зрение в 3 года. Она окончила два вуза и преподает в университете.

- Как проходит образовательный процесс?

- Помимо общеобразовательной программы есть еще и специальная коррекционная, отличная от массовых школ. Она предназначена для детей, не видящих практически ничего, кроме движения руки, проводившейся близко от лица. Есть дети, которые, как бы жестоко это ни звучало, могут потерять зрение полностью. В каждом коррекционном классе по 4-5 человек. Учитель занимается с каждым персонально. Сюда входит социально-бытовая ориентировка (обучает перемещаться в пространстве), развитие зрительного восприятия, ритмика, мимика, пантомимика, предметно-практическая деятельность, массаж, мелкая моторика (развитие подушечек пальцев для восприятия предметов ощупью). Всему этому необходимо обучать детей с малых лет. Они посещают кружки: шахмат, хореографии, рисования, флейты и т.д.

Несмотря на то, что сейчас ребята на каникулах, мы посредством родителей продолжаем учебу. Раздали методическую литературу, чтобы летом занимались с детьми. Иначе к сентябрю они все забудут.

- По какой системе учатся дети с остаточным зрением?

- Для занятий с этими учениками у нас есть тифлопедагог. Они обучаются по коду Луи Брайля. В его методике использованы всевозможные приемы, которые позволяют играючи запомнить очертания брайлевых знаков даже людям со слабой памятью. Основой системы Брайля является шеститочие. Из различных комбинаций шести точек составлены все буквы, цифры, знаки. Брайлевское письмо осуществляется справа налево. В его систему входит 63 знака, составленных из точек шеститочия.

- Ваши учителя проходят специализированные курсы?

- Тифлопедагог проводит семинары со всеми учителями школы, психологом, логопедом и воспитателями. Обучает их шифру Брайля во время каникул. Учителя должны уметь проверить каждого ученика, а не бегать к тифлопедагогу за помощью. Я ездила в Москву обучаться точечному шрифту.

-Расскажите, пожалуйста, о вашем коллективе.

- Ежемесячно воспитатели проводят интересное открытое мероприятие на заданную тему: противопожарная безопасность, как оказать первую медицинскую помощь, чистый город, и обязательно с участием воспитанников. Им шьют различные костюмы, и дети с удовольствием принимают в них участие.

Есть врач-офтальмолог, врач-ортопед, педиатр. Офтальмолог исходя из диагноза проводит профилактическое лечение. На каждого ученика ведется медицинская книга. В ней указан диагноз в момент зачисления. И все то время, что ребенок у нас, фиксируются изменения в зрении. После чего назначается лечение.

- Кто занимается лечением детей?

- В этом году мы заключили договор с глазной клиникой «Высокие технологии» в Махачкале. Куда мы регулярно, каждый месяц, водим своих учеников, где нам проводят всевозможное лечение и консультации. Директор клиники Муслим Исмаилов в качестве благотворительности ни рубля с нас не берет. За что хочу сердечно поблагодарить его за оказываемую нам бесценную помощь. На такой гуманный шаг сегодня способны только единицы.

- Обеспечена ли школа специальными учебниками для слабовидящих?

- Такие учебники существуют, но после 90-х годов они не выпускаются. Государству накладно обходятся такие учебники, много бумаги расходуется. Каждая буква в них должна быть не менее 15 сантиметров. Есть старые учебники, но мы ими уже не пользуемся.

Детей с очень слабым зрением мы также обучаем по общеобразовательной программе. Но книги выглядят иначе. Они гораздо массивнее, длиннее. Например, учебник биологии Тупоногова, как и других авторов, можно изучить только при помощи мелкой моторики. Изображен выпуклый цветок, ученик может это понять, только пройдя по нему кончиками пальцев. А узнать, где у него тычинки, пестик, стебелек, - только зная код Брайля. Выписали ученикам тифлоприборы - это специализированные тетради и грифели. Также они обучаются по видеокнигам, их еще называют говорящие книги. Но школе их не выдают. У каждого ребенка с ограниченными возможностями есть тетрадь - «индивидуальная программа реабилитации», где указано, что ему необходима говорящая книга и т.д. Родители должны позаботиться получить их через службу социальной защиты. Но родители порой безответственно относятся к своим обязанностям, и поэтому этих книг практически нет, одна-две на всю школу, хотя они должны быть у каждого ученика.

(Находясь в кабинете, нельзя не заметить гордые, ослепительно блистающие кубки, точно вылитые из золота, разных форм и размеров. Множество медалей и бесчисленное количество грамот).

- Такое количество наград у вас в кабинете, это все заслуги ваших воспитанников?

- Все, что вы видите, - это заслуга учеников. Наши дети постоянно участвуют в различных городских и региональных мероприятиях. Например, они участвовали на фестивале инвалидов, из 28 участвующих коллективов заняли третье место. Двое наших учеников участвовали в турнире по шахматам в Москве. Заняли первые места. Привезли призы. Наши воспитанники, уверена, добьются больших успехов в жизни.

Малика Курбанова

Источник: dagpravda.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ