Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Монтессори-педагогика

Уже более ста лет в мире применяется педагогическая методика Монтессори, названная так в честь известного итальянского врача и педагога Марии Монтессори. В настоящее время эта методика чаще всего применяется для раннего развития обычных детей, однако изначально она предназначалась для детей с ограниченными возможностями.

Первая школа Монтессори была открыта в одном из кварталов Рима Сан-Лоренцо - Quartiere di San Lorenzo. Эта школа называлась Casa dei Bambini - «Дом ребенка» и располагалась она на Via dei Marsi n.58.

На этом историческом фото 1907 года запечатлено открытие первого «Дома ребенка» Марии Монтессори по улице Via dei Marsi, 58.

В Casa dei Bambini проводились занятия с детьми с нарушениями психического развития. Результаты работы Марии Монтессори и коллектива преподавателей были настолько впечатляющими, что к моменту поступления в школу эти дети по своему развитию в некоторых случаях даже превосходили своих обычных сверстников. Проделанная работа и ее эффективность впечатлила не только школьных педагогов и врачей, но и саму Марию Монтессори, которая писала по этому поводу: «... что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?».

Медицинское образование, полученное М. Монтессори (кстати, она была первой в Италии женщиной-врачом),позволило ей сделать заключение, что для психического развития ребенка необходимо развить прежде всего его моторику и сенсорику, а также обучить навыкам письма, счета и чтения.

Мария Монтессори рассматривала каждого ребенка как личность, причем личность уникальную. В этом принципиальное отличие методики Монтессори от большинства других педагогических методик. Основным принципом методики Монтессори является саморазвитие ребенка, основанное на самообучении и самовоспитании. Преподавателю отводиться роль наблюдателя и организатора среды, где происходит обучение, он может помочь в чем-то ребенку, если у него возникнут какие-либо затруднения. Главный девиз методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Мария Монтессори отмечала, что в развитии человека существуют определенные периоды восприятия мира, причем в детском возрасте существуют т.н. сенситивные (наиболее восприимчивые) периоды, которые во взрослом возрасте уже не повторяются. Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков центральной нервной системы. Знание этих периодов позволяет создавать вокруг ребенка необходимую среду, что позволяет развивать навыки, которые связаны с развитием определенных структур мозга, что очень эффективно при обучении детей с отставанием в психическом развитии, нарушениями слуха и зрения, обучение которых отличается от обучения обычных детей.

Современные исследования в сфере детской психологии подтвердили предположения Марии Монтессори в отношении сенситивных периодов восприятия окружающего мира. Так, развитие речи происходит от 0 до 6 лет, сенсорное развитие - до 5,5 лет, социальные навыки возникают и утверждаются от 2,5 до 6 лет, от 0 до 3 лет происходит формирование отношений со взрослыми и восприятия порядка.

Занятия по методике Монтессори проводятся в детьми, достигшими 3-х летнего возраста, в группах от 15 до 20 человек. Обычно выделяют группы детей 3-6 летнего возраста и 6-12 летнего. Сама основоположница этой педагогической методики, Мария Монтессори подметила, что сами дети помогают друг другу в обучении намного эффективнее, чем взрослые.

Учителя проходят специальный курс обучения и во время занятий не сидят за столом, как это принято в классической педагогике, а занимается с детьми индивидуально. Дети занимаются самостоятельно и вмешательство педагога происходит лишь в том случае, когда ребенку необходима какая-либо помощь.

Развитие детей происходит по таким направлениям, как развитие органов чувств (сенсорика), навыки практической жизни, изучение языка, математики, естественных наук - физики, химии, биологии, географии (т.н. космическое воспитание). Во многих школах, использующих методику Монтессори, изучают иностранные языки, музыку, танцы, искусство.

Помещение, где происходят занятие, разделено на несколько зон, в каждой из которых ребенок учиться бытовым навыкам, рисованию, развивает моторику и т.д. Зону для занятий ребенок выбирает самостоятельно и занимается в том ритме и с такой нагрузкой, какие он выбирает сам, ни о каком соревновании речи не идет.

Для занятий используются дидактические материалы, изготовленные из натуральных материалов и в своем роде уникальные, большинство из них отбирались на протяжении уже более ста лет и те, которые детям не нравятся, постепенно отбраковывались.

Заповеди Марии Монтессори

  1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
  2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
  7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
  8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
  9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
  10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

Фото: http://www.montessoriaruba.com/,

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ