Архив:

Лохматый терапевт

Золотисто-песочная собака на поводке тянет паренька вперед. Подросток, похоже, не в силах разжать руку и покорно тащится за псом. Рядом на площадке еще два паренька с собаками.

- Ай, браво, Женя, молодец! Ванюша, молодец, идем хорошо, - будто не замечая недовольства, подбадривает ребят молодая женщина.

В первый момент может показаться, что мальчишек заставляют. Но еще через несколько минут они включаются в работу и спокойно ведут собак змейкой, огибая красные и зеленые конусы. А в конце занятия тот самый, упирающийся, подросток вообще не хочет расставаться с собакой.

На занятиях по канистерапии для «особых» детей побывала корреспондент «Вечерки».

Ум и послушание

- Это Олли. Она самая старенькая, ей 10 лет, - Татьяна Любимова, руководитель центра канистерапии «Солнечный пес», треплет золотистого ретривера по мягкой шерсти. - Ника - ее дочка, а Джой - внучка. Три поколения терапевтов уже...

Канистерапия - это реабилитация людей с ограниченными возможностями с помощью специально обученных собак.

- Эти собаки, где бы они не появлялись, неизменно вызывают улыбку, - говорит Татьяна. Я в этот момент глажу пса и понимаю, что сама улыбаюсь. - Они привлекают внимание всех детей, это особенность породы: ее рыжий, солнечный цвет, глаза с хорошо видным треугольником, нос. И, конечно, замечательный характер. Эта собака - неисправимый жизнелюб и человеколюб.

Золотистый ретривер - охотничья порода. Она предназначена подавать подстреленную дичь. От собаки требуются идеальное послушание и при этом способность самостоятельно принимать решения. Такие качества делают ее идеальным поводырем и терапевтом.

Собака-терапевт ни в коем случае не должна проявлять свои охотничьи инстинкты. Даже если ребенок во время занятий причиняет ей беспокойство и неудобство, пес не должен реагировать - не должен даже уклоняться от человека.

Настоящая команда

Пока мы разговариваем, Татьяну пытаются отвлечь два очаровательных ребенка. Как оказалось, для нее занятия канистерапией начались с болезни собственного сына.

- Олли мы брали для старшего сына. Сегодня 7 лет со дня его смерти. Мы занимались с ним в центре «Наш солнечный мир» иппотерапией (лечение с помощью лошадей. - М. Г.). И врач посоветовал завести собаку. Порода тогда была новой для России. Но мы все-таки нашли нашу Олли и подготовили ее в центре «Собаки - помощники инвалидов», где обучают собак-поводырей.

- Если ребенок с собакой, они уже команда, он уже не один, и он становится успешен, - продолжает Татьяна. - Когда мы гуляли с Сашей - лежащий в коляске ребенок, головка на бок, всякие бабульки начинали сочувствовать и жалеть. А тут мы стали выходить с собакой (а у нас еще друг есть, дэцэпэшник) и вдруг обратили внимание, что к нам никто не пристает со своей жалостью, со своими советами. Просто видят двух очень счастливых детей с очень красивой собакой. Саша гордился Олли и очень ее любил. Надо было видеть его лицо...

Когда ты видишь своего ребенка, про которого тебе все врачи говорили: оставьте его в интернате, родите себе другого, это не человек (а у нас врачи порой не стесняются в выражениях), и вдруг - собака-то его слушается как человека!

Чудеса в живой песочнице

На занятие подвезли юношу на коляске.

- Коврик! - командует Татьяна.

Три золотистых ретривера ложатся буквой П, между ними мама и папа аккуратно опускают мальчика со скрюченными руками и заплетенными ногами на белую медвежью шкуру. Я стою поодаль и не слышу, о чем Татьяна с ними разговаривает. Вижу только, как она сжатой, будто просящей сил, ладошкой мальчика гладит по собачьей спине. Минут через 5 терапии в такой собачьей «песочнице» ноги и руки юноши расслабляются, спастическое напряжение уходит.

- Есть еще упражнения на апортировку, - объясняет Татьяна. - Собака должна принести предмет, который назовет ребенок. Это и развитие речи - ведь надо четко произнести слово. Иногда собака «считывает» команду еще до того, как ребенок ее выполнил, подсказывая ему.

Но если собака знает, что ребенок может более четко командовать, она не будет ни слышать, ни понимать до тех пор, пока не добьется от ребенка четкой команды.

В центре «Солнечный пес» занимаются дети и молодежь от 1 до 21 года. Диагнозы самые разные. Это и ДЦП, и синдром Дауна, и аутизм... Исходя из потребностей ребенка, ему подбирают программу. Занятия могут быть групповые и индивидуальные.

- Есть дети, с которыми только индивидуально можно заниматься, - объясняет Татьяна. - Это особенно тяжелые аутисты, дэцэпэшники и дети, которые очень боятся собак. С боящимися собак ребятами мы очень осторожно работаем. Женю, например, целый год приучали к тому, что рядом с ним будет собака. Он приходил с мамой, мы его сажали на шкуру и сначала подводили одну собаку, потом двух, потом трех - и укладывали рядом с ним. Через некоторое время он научился бросать собаке мячик, потом - тянуться через собаку за печеньем. Он научился терпеть всех наших собак рядом с собой, научился их угощать, запомнил все их имена, у него возникло желание немножко по-другому начать общаться: взять поводок и вести, - вот, мы его так приучали. Ровно год.

В конце концов он стал брать поводок, ходить, дальше мы уже поставили его в группу. Причем в группу поставили и его маму - она очень волновалась за сына.

Родители, когда сами попробуют поработать с собакой, начинают очень сильно уважать своих детей. Со стороны кажется, что собачкой управлять просто.

А когда возьмешь поводок, у тебя руки и ноги путаются, где правое, где левое - сразу не сообразишь. Дети же ходят и так, и сяк, и змейкой, и танцуют. Родители начинают совершенно другими глазами на них смотреть.

- Еще такой был случай, - вспоминает Татьяна. - У нас есть мальчик с легкой формой ДЦП, он может себя обслуживать, учится в коррекционной школе, но мама у него очень напряженная. И она все занятия повторяла: «Ну что же ты ничего не делаешь? Куда же ты там пошел-то?» А ведь каждого ребенка есть за что похвалить на занятии. Хоть маленький шажочек, но он делает. Мама этого ничего не замечала. И вот однажды разложили ребенка между собаками. Он потерся щекой о собачью голову и засмеялся. А мама так раздраженно: «Что ты опять смеешься своим дурацким смехом?» Он смотрит на нее и говорит: «От счастья, мама!» Надо было видеть, как изменилось ее лицо. Она потом призналась: «Я даже не думала, что мой ребенок может так умно сказать».

Это очень важно для наших родителей - видеть своего ребенка успешным.

Справка «ВМ»

Термин «канистерапия» (от лат. canis - собака) ввел в 1961 г. американский терапевт Борис Левинсон. Он обратил внимание, что с пациентами легче общаться, когда в кабинете находится его собака породы золотистый ретривер. И доктор стал специально брать собаку на свои консультации.

Марина Гладкова

Источник: vmdaily.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ