Архив:

Доступность для каждого

Поправки, внесённые в санитарные правила строительства и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, сделают железнодорожный транспорт более доступным для людей с ограниченной подвижностью.

Изменения и дополнения в правила, подписанные главой Роспотребнадзора Геннадием Онищенко, вносились в этом году дважды. Первая часть изменений, утверждённая в апреле, о чём подробно сообщал «Гудок», касалась преимущественно планировки и оборудования пассажирских и служебных вагонов локомотивной тяги в области эргономики.

Вторая часть изменений, приказ о внесении которых был подписан в июне, содержит основные требования к пассажирским вагонам локомотивной тяги и к моторвагонному подвижному составу.

- Действующий документ был утверждён в 2003 году. По существующим у нас в стране положениям раз в пять лет каждый нормативный документ должен обновляться, - говорит заместитель директора по науке ВНИИ железнодорожной гигиены Людмила Коротич. - Это первая причина, по которой потребовалось внесение изменений. Вторая - технический прогресс. Появляются новые виды подвижного состава, новые системы, новые возможности, и они должны находиться в рамках санитарных норм. В целом основной смысл правил остался тем же, что и был: сохранение жизни и здоровья человека.

Работу по подготовке изменений начали проводить с 2007 года, после совещания, проведённого ВНИИЖГом совместно с представителями Роспотребнадзора. Новые требования распространяются на новый и модернизируемый подвижной состав - то есть запрещать эксплуатацию старых электропоездов из-за несоответствия не будут.

В процессе переработки документ был расширен. В новой редакции правил, например, более подробно освещён такой вопрос, как организация рабочего места машиниста электропоезда. Решено было актуализировать в соответствии с международными нормами и требования к микроклимату. В старой редакции правил при наружной температуре воздуха свыше 33 градусов Цельсия требовалось, чтобы температура воздуха в вагоне не превышала 28 градусов. Теперь вместо «жёсткой» цифры введена формула расчёта температуры, которая в конце концов даёт примерно те же 28 градусов. Но это позволяет вагоностроителям более гибко работать с климат-системой.

Но самое значительное изменение состоит в том, что в документе теперь уделено большое внимание проблеме перевозки инвалидов, которая в действующем документе была освещена недостаточно - поэтому документ был дополнен целым разделом.

В последние несколько лет в нашей стране вышел закон об инвалидах, появились новые ГОСТы, и разработчики санитарных правил не могли на них не отреагировать. Новый документ гармонизирован с европейским законодательством об инвалидах.

- В документе расписан весь путь пребывания инвалида на железнодорожном транспорте - требования к вокзалу, платформе и подвижному составу, - рассказала старший научный сотрудник ВНИИЖГа Татьяна Береснева. - Причём мы не выделяли конкретно какую-то группу инвалидов - например, перемещающихся только в креслах-колясках или инвалидов по зрению. Мамы с детьми в колясках, пожилые люди - все они тоже маломобильные группы населения. И новая редакция правил защищает интересы всей этой довольно обширной социальной группы.

Требования к оборудованию вокзалов находятся в полном соответствии с действующими строительными нормами и правилами. Для того чтобы у инвалида была возможность въехать на вокзал, последний должен быть оборудован пандусами. Должны быть обозначены специальные дорожки для перемещения инвалидов и указательные надписи.

Отдельный раздел - требования к подъёмным устройствам в электропоездах . Подъёмники могут быть разными, но главное требование - они должны быть приспособлены и к высоким, и к низким платформам. В первом случае у подъёмника просто откидывается рампа, во втором - подъёмник выдвигается и опускается вниз.

Подобные подъёмные устройства уже внедряются для пассажирских вагонов локомотивной тяги. Ими оборудован специальный вагон, как правило штабной, где предусмотрено купе для инвалидов. В электропоездах решено было устанавливать такие подъёмники в головном вагоне.

Также инвалид сможет оповестить работников локомотивной бригады о своей поездке. Для этого ему надо будет нажать специальную кнопку на наружной стене вагона. Бригада, получив сигнал, проконтролирует процесс посадки инвалида в поезд, дождётся, пока он сядет, и при необходимости окажет помощь.

У входа в вагон должны быть поручни, стойки, ручки, чтобы инвалид, перемещаясь на коляске или с палочкой, мог опереться и пройти к месту размещения.

Основное требование - в головных вагонах электропоезда должны быть выделены специальные места для размещения инвалидов-колясочников, которые следует обозначить пиктограммами. Место размещения должно быть оборудовано специальным крепёжным устройством, чтобы инвалид мог закрепить коляску по ходу движения поезда.

Другой вариант - можно организовать пересадочные места: в этом случае инвалид пересаживается на пассажирское сиденье, складывая коляску, и производители вагона должны предусмотреть место, чтобы её закрепить. Кроме того, обязательно должно быть место для человека, сопровождающего инвалида, так как не все способны передвигаться самостоятельно.

- Конечно, это не значит, что во всех электропоездах должны быть срочно учтены эти требования. Документ работает на перспективу, - говорит Татьяна Береснева. - Соответствие новым нормам будет проверяться при сертификации новых вагонов и прошедших капитально-восстановительный ремонт.

В полной мере все новшества, предусмотренные новой редакцией правил, можно будет увидеть в поездах Desiro, которые станут курсировать в Сочи в дни Олимпиады. Особое внимание их доступности для инвалидов уделяется ещё и потому, что помимо обычных Олимпийских игр там же будут проводиться Паралимпийские. Все эти поезда будут обязательно оборудованы устройствами, которые обеспечат безопасный и удобный доступ в вагон.

- Основной принцип, которым мы руководствовались, разрабатывая изменения в санитарные правила, - доступность и удобство для всех групп населения, - говорит Людмила Коротич. - Эти требования не противоречат действующим нормам безопасности для электропоездов. Более того, несмотря на то, что по закону мы можем принимать требования в одностороннем порядке и обязать железнодорожников и вагоностроителей к их исполнению, на практике они вырабатываются в постоянном взаимодействии с ОАО «РЖД» и производителями подвижного состава в совместных рабочих группах, межведомственных комиссиях, при консультативной поддержке.

Основная цель нашего документа - не мешать производителю, выдвигая требования, тормозящие научно-технический прогресс, а сохранить здоровье пассажиров. Поэтому все стороны заинтересованы в конструктивном сотрудничестве.

Справка «Гудка»

Места для инвалидов должны иметь кнопку связи с локомотивной бригадой или проводником. Все стойки, поручни, ручки должны быть окрашены в контрастные цвета для слабовидящих людей. Информационное сопровождение всеми доступными средствами: звуковые объявления, тактильные - шрифтом Брайля для слепых - и информационные табло в виде бегущей строки. В вагоне с местами для инвалидов обязательно должен быть специально приспособленный для них туалет.

Елена Мирошникова

Источник: gudok.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ