Архив:

Мне бы в небо...

Сегодня парашютисты, планирующие с небес, - явление нередкое. И совершают сей героический, на мой взгляд, поступок люди разные. В том числе и те, чьи физические возможности ограничены. Но не ограничены мечты и стремление их исполнить.

С недавних пор День парашютиста отмечает и Роман Бобылёв. Это о таких, как он, говорят - человек с ограниченными возможностями здоровья. А он сам называет себя экстремальным человеком. Ещё бы, в 12 лет его, мальчика с диагнозом ДЦП, отец - дальнобойщик - посадил за руль «КамАЗа». И сын не посрамил отца, хотя, конечно, настоящим водителем не стал. На сегодняшний день Роман - дипломированный юрист и почти менеджер. После окончания одиннадцати классов надомного обучения он поступил в Московский гуманитарный колледж, а пять лет назад стал ещё и студентом Курского заочного финансово-экономического института. Смог ли он в нашем очень непростом мире найти работу по специальности? Ответ на этот вопрос известен всем... Но пять месяцев назад Роман всё-таки устроился юристом-консультантом в Липецкое общественное объединение потребителей «Защита». Чем он там занимается? Тем, что умеет лучше всего - защищает инвалидов. Недавно хлопотал о том, чтобы одному из них выделили землю под строительство гаража. Так что на шее родительской Рома не сидит. Мало того, три года назад он стал соучредителем общественной организации инвалидов «Оптимист». И то же самое - он не просит помощи, он оказывает её, но уже на общественных началах. Например, способствует трудоустройству людей с ограниченными возможностями. Говорит, что недавно, благодаря выигранным грантам, «Оптимист» смог приобрести несколько швейных машинок, люди начали работать. Но тут возникли новые трудности. Шить, вышивать, плести инвалиды умеют, а вот сбыть свою продукцию, то есть заработать - не знают как. Вот теперь пригождаются знания, получаемые сегодня в финансово-экономическом институте. Роман даже разрабатывает свой сайт, который поможет реализовывать продукцию, произведённую «оптимистами».

Восемь лет Роман занимается верховой ездой. О том, что лошадь помогает выздороветь, говорят не только умные врачи, но и писатели, например, знаменитый автор Гулливера Джонатан Свифт, да и предки наши об этом хорошо знали. Его Купель - лошадка норовистая, не всегда удаётся Роману найти с ней общий язык. Но на то и Ромин характер, чтобы преодолевать препятствия. И идти дальше. Сейчас мечтает, чтобы в Липецке появился клуб верховой езды для инвалидов. А Роме главное - поставить цель. И он до неё дойдёт. Он это умеет.

Ещё будучи совсем ребёнком, Рома по телевизору увидел, как люди прыгают с парашютом. Вот тогда-то и родилась его мечта - полететь. Долго она зрела в нём, пока не встретился Роман с депутатом облсовета Антоном Курочкиным, который не раз и не два раскрывал над своей головой купол парашюта. Но одно дело мечтать, совсем другое - прыгнуть. Рома сделал это. В День независимости России - 12 июня.

- Все были удивлены, что я так быстро усвоил всю теоретическую часть. Меня экипировали и посадили в самолёт. Раньше я только на море с родителями летал. А тут - сам. Кстати, все - мама, моя девушка, даже руководитель «Оптимиста» Ирина Владимировна Карасюк - были против прыжка. Так что можно сказать, что я прыгнул вопреки всему и всем... В самолёте нас было человек двадцать. Все - бывалые парашютисты. Они пошли первыми. В салоне остались лишь мы с инструктором Виктором, Антон Анатольевич и оператор. Виктор был крайне озадачен моим спокойствием. Я действительно не боялся. Не думаю, что и он испугался, хотя опешил - точно. Потому что с инвалидами в тандеме он не прыгал. Когда ушла опора - пришла свобода. Это такой кайф! Наслаждаться мешал только воздух - дышать было трудно. Около минуты длилось наше свободное падение. А потом Виктор предупредил, что произойдёт резкий толчок. Когда купол раскрылся, я смог всласть налюбоваться тем, что было вокруг, надо мной и под ногами! Я даже мог сам управлять парашютом... А через пять минут всё закончилось.

- О чём думалось все эти пять минут?

- ... О хорошем, - ответил Роман, выдержав некоторую паузу, и улыбнулся: - Меня привлекает ощущение полёта, свободы, нравится чувствовать выброс адреналина.

- Скажите, прыжок - это лишь желание осуществить свою детскую мечту или нечто большее?

- И мечту реализовать хотелось, и определённую социальную миссию выполнить: доказать, что люди с ограниченными физическими возможностями могут то, что не под силу даже многим здоровым. Главное - не сидеть взаперти в четырёх стенах, а действовать.

- Но ведь бывает так страшно это сделать - выйти на улицу, когда каждый на тебя внимание обращает. Поймите, что не только вас, людей с ограниченными возможностями здоровья, нужно социализировать в обществе, но и нас, относительно здоровых, необходимо адаптировать в вашем мире...

- В этом случае всё зависит от родителей. Каждый опекает своего ребёнка, но нельзя лишать его своей жизни, делать пленником недуга. Мама растила меня свободным. Многие мои друзья - здоровые люди. Не стоит зацикливаться на том, что ты не такой, как большинство. Главное, что ты - есть!

Говорят, что парашют - тот же наркотик, только в хорошем смысле этого слова: прыгнул раз - хочется ещё. Вот и Роману представился случай во второй раз ощутить это состояние неземной свободы аккурат перед Днём парашютиста - 25 июля. Но жара внесла свои коррективы. Так что повторное парение пришлось отложить. Но в Роминой голове зреет ещё один, не менее рисковый план - прыгнуть с тарзанки... Вперёд, экстремальный человек!

И раскроется купол неба...

В чём-то парашютисты напоминают летящие семянки одуванчиков. Они так же легки, безумны и целеустремлённы. Одни стремятся подальше улететь от «материнского» цветка, таким образом, расширив ареал распространения вида. А другие, не задавая себе вопроса Катерины из «Грозы» Островского: «Почему люди не летают, как птицы?», хотят преодолеть себя и побороть, а точнее - отразить, земное притяжение, которое всё равно влечёт их вниз.

И всё-таки «люди - не птицы, крыльев им не дано» - так писал один поэт-песенник. Зато нам дан разум, границы которого неведомы никому, и, очевидно, даже Создателю. Известно из легенд, что первым решил преодолеть земное притяжение и людскую ограниченность Икар. Чем всё закончилось - известно. Но человек не был бы существом разумным, если бы отступил. И вневременной гений Леонардо да Винчи в 1495 году впервые предлагает некое устройство, напоминающее парашют. К середине XVII века оно было усовершенствовано, с его помощью совершали даже побеги из тюрем. Название же сему изобретению придумывает француз Ленорман в декабре 1783 года. До начала XX века люди прыгали откуда ни попадя - с куполов соборов, с крыш замков, с воздушных шаров. В 1912 году впервые человек выпрыгнул из самолёта. Произошло это в Америке, а героя звали капитан Берри. Спустя семь лет подобный прыжок сделали в Советском Союзе.

Храни меня, мой парашют

Путь парашюта как спасательного средства в России был тернистым. 27 октября 1911 года техник-самоучка Глеб Котельников патентует своё изобретение - испытанный на себе парашют «РК-1» (русский котельниковский первый). Однако военное министерство проигнорировало его. Но Котельников не отступил - в 1923 и в 1924 годах патентует ещё несколько парашютов. Настойчивость изобретателя, уверенность в необходимости применения парашюта всё-таки пробивают брешь в чиновничьей костной крепости. С конца 1929 года парашюты стали обязательными для авиации и воздухоплавания. А 26 июля 1930 года под Воронежем лётчики впервые совершили серию прыжков с парашютом.

Но прежде чем многие ступят за борт, должен был появиться тот, кто сделает это первым и увлечёт за собой других. Таким пионером стал Леонид Григорьевич Минов. Некоторое время он стажировался в Америке, получил воздушно-парашютное крещение, имел за плечами три прыжка и даже занял призовое место в соревнованиях сильнейших парашютистов США. Более того, в Турции, после гибели одного из парашютистов, Леонид Минов, починив неисправный ранец, надел его и спрыгнул с ним из самолёта на глазах у изумлённых турков. Вот такой ас был призван воодушевить советских лётчиков на прыжки с парашютом.

Правда, в Интернете живёт другая история. Вернее, история та же, только имена называются другие. Например, Бориса Мухортова. Этот человек принадлежит к пионерам советского парашютного движения, но всё же он шёл по пятам Минова.

За год «парашютомания» охватила многих и многих людей, и не только лётчиков. К слову, 2 августа 1930 года впервые в мире был сброшен парашютный десант из 12 человек. Поэтому ВДВ России и ведут отсчёт своего рождения именно с этой даты. А к концу 1931 года советские парашютисты выполнили около 600 тренировочных и показательных прыжков. Потом рекорды посыпались как из рога изобилия. В мае 1932 года впервые был совершён затяжной прыжок - 600 метров парашютист летел, не раскрывая купола. В 1939 году - первый парашютист приземлился на Северном полюсе. Незаменимы и спасительны были парашюты в годы Великой Отечественной войны. Когда отгремели бои, вернулось время рекордов...

Не отставали от мужчин и женщины. Спустя год после прыжка Леонида Минова, 14 июля 1931 года, впервые с парашютом прыгнула Л. Кулешова (Епишева), открывшая эру женского парашютного движения.

Евгения Ионова

Источник: lpgzt.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ