Архив:

Роль ИПР в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Социокультурная реабилитация - выявление творческих способностей, умений, навыков, природных качеств личности и реализация их в культурной деятельности. Здесь инвалид получает всестороннее развитие, развитие личностных качеств и тем самым обусловливается их социальная защищенность и максимальная интеграция их в общество.

По предложению Правительства Российской Федерации в 2003 году в статье 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социально-психологическая и социокультурная реабилитации были определены в числе основных направлений реабилитации инвалидов.

Далее, социокультурная реабилитация в качестве необходимой составной части мероприятий по социальной реабилитации детей-инвалидов включена в индивидуальную программу реабилитации в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 ноября 2004 г. N 287. Новый приказ Минздравсоцразвития от 4 августа 2008 г. N 379н, устанавливающий новую форму ИПР, также предусматривает социокультурную реабилитацию.

Как установлено законодательством, весь комплекс реабилитационных мероприятий для конкретного человека с инвалидностью сводится в единый документ - индивидуальную программу реабилитации (ИПР).

Согласно закону "О социальной защите инвалидов в РФ", ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм.

ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм.

Однако, как показывает практика, в нарушение статей 9 и 11 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" учреждения медико-социальной экспертизы не вносят в индивидуальные программы реабилитации все оптимальные для детей с особыми потребностями реабилитационные мероприятия. Практически все ИПР содержат мероприятия только по медицинской реабилитации, тогда как дети с особыми потребностями прежде всего нуждаются в мероприятиях социальной и психолого-педагогической реабилитации.

Есть еще один показательный момент. Если раньше в старой форме ИПР еще были подсказки о том, что в раздел ИПР "социокультурная реабилитация" вносится запись о нуждаемости в информировании и консультировании по вопросам социокультурной реабилитации, оказании содействия во взаимодействии с учреждениями культуры, о показанных к занятиям видах искусства согласно заключению федерального учреждения МСЭ", то в новой форме ИПР даже эти подсказки убрали.

В Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, отсутствуют мероприятия по социальной реабилитации, в том числе социокультурной, что исключает, соответственно, финансирование этих мероприятий за счет федерального бюджета.

Необходимо добавить, что с 01 января 2005 года утратила силу ст. 12, которая называлась "Государственная служба реабилитации инвалидов" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", устанавливающая основы деятельности службы, что позволяет говорить о разрушении проводимой реформой системы социальной реабилитации как института социальной защиты инвалидов.

Сложившаяся ситуация не нашла своего разрешения и после внесения дополнений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ) об участии в обеспечении социальной защиты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку их компетенция в этой сфере, включающей реабилитацию, не была определена.

Нельзя сказать, что регионы не уделяют этой проблеме должного внимания. К примеру, только в Москве, согласно Стратегии повышения качества жизни инвалидов на период до 2020 года, на реализацию мероприятий по социокультурной реабилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности за период с 2007 по 2009 годы выделено более 200 миллионов рублей.

Цифра немалая, но нам всем надо честно признать, что такие мероприятия не охватывают всех людей с инвалидностью и особенно всех детей - инвалидов.

Указанные пробелы в нормативной правовой базе препятствуют практическому осуществлению мер в сфере культуры по развитию социокультурной реабилитации, которая могла бы охватить если не всех, то большую часть детей - инвалидов.

Серьезной проблемой в налаживании этой деятельности на должном профессиональном уровне является, на наш взгляд, недостаточное использование уже имеющегося механизма предоставления реабилитационных услуг с помощью разработки ИПР, как обязательного для исполнения документа.

Необходимо, чтобы учреждения здравоохранения (имеются в виду органы МСЭ) включали в обязательном порядке в ИПР мероприятия по социальной реабилитации, а исполнителями указывались не только учреждения культуры, но и образования - коррекционные и инклюзивные, которые в образовательном процессе используют методики социокультурного компонента, а также негосударственные образовательные учреждения, осуществляющие профессиональную деятельность в этой области.

Естественно, такой сложный вопрос должен решаться с учетом правовой, организационной, кадровой, финансовой и психолого - педагогической составляющей.

В целях обеспечения полной реабилитации инвалидов не только медицинской, профессиональной, но и социальной реабилитацией, а также реализации права инвалидов на участие в культурной жизни общества средствами государственной политики, создания для них в этой сфере равных возможностей с остальными гражданами необходимо:

- разработать концепцию социокультурной реабилитации инвалидов в Российской Федерации;

- определить организационно-функциональные и правовые основы и перспективы развития социокультурной реабилитации инвалидов в стране;

- разработать стандарты услуг в сфере социокультурной реабилитации, а также типовые модели и современные технологии ее практического осуществления;

- создать условия для научно-методического и информационного обеспечения социокультурной реабилитации инвалидов, разработать соответствующую систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- разработать стандарты, устанавливающие требования по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Только таким образом, в комплексном решении, будет обеспечен более полный охват детей с инвалидностью, иных лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в социокультурной реабилитации.

Ларионов М.Б., руководитель юридической группы РООИ "Перспектива"

Источник: РООИ "Перспектива"

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ