Архив:

Я - полноценный человек!

Именно так смогут сказать о себе многие евпаторийцы с ограниченными физическими возможностями, если громаде удастся реализовать программу, разработанную активистами Общественного совета при городском голове Евпатории, представителями организаций, призванных помогать людям с физическими недостатками.

Гарантия успеха проекта - личные внимание, участие, отзывчивость мэра Евпатории Андрея Даниленко. Рискую показаться категоричной, и все же, все же... Житейский опыт, анализ, сравнения давно уже привели вашего корреспондента, уважаемый читатель, к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: понятие "инвалид" - не физическая и материальная, а психологическая проблема общества и личности, к которой данное определение относится. И решить ее для тех, кто волею обстоятельств лишился возможности нормально передвигаться, но сохранил неповрежденным разум, можно без дополнительных многомиллионных финансовых затрат.

Да, в разных, самых цивилизованных и экономически развитых странах неравнодушные слои здорового населения по-разному пытались загладить грех древней Спарты, где всех мало-мальски недоразвитых младенцев ничтоже сумняшеся бросали со скалы в море.

Однако при разработке широкомасштабных социальных программ никому еще не удалось избежать фундаментальной ошибки. Для маленьких и взрослых сограждан, вынужденных передвигаться в колясках и на костылях, строились роскошные медико-педагогические учебные заведения, создавались щедрые реабилитационные проекты. И, тем не менее, большинство "увечных и убогих" физически остаются... инвалидами психологически. То есть - людьми по определению нетрудоспособными, убежденными, что обеспечивать их жизнедеятельность обязано гуманное общество. То есть - грузом на его шее, пожизненными иждивенцами, ярмом и трагедией родных и близких. То есть - индивидуумами, считающими изощренной жестокостью любую попытку потребовать от них самообеспечения, а тем паче - работы на благо Отечества.

И все потому, что изначально обделенный радостью свободы движений ребенок зачастую вырастает с сознанием "Я - не такой, как все!" И, как правило, замыкается в среде себе подобных (почему-то среди врачей и педагогов утвердилось мнение, что общение со здоровыми ровесниками травмирует больных детей, вырабатывает в них комплекс неполноценности).

А ведь практикой доказано: выделение в особую касту, спецклассы, специнтернаты, спецсанатории, чрезмерная опека родителей или их жалостливое пренебрежение порождают дух ущербный, зависимый, характер слабый, и именно это, а не физические недостатки затрудняет (порой - до невозможности) внедрение повзрослевшего человека в общество. Между тем, не для приспособления инвалида к непростому миру - для интеграции, полного слияния его с реальной действительностью личность должна обладать как закаленным духом, так и сознанием: "Я - полноценный человек!"

В Евпатории, городе-курорте - признаем твердо! - Богом созданном в первую очередь для всесторонней реабилитации пациентов с нарушениями двигательных функций немало примеров, подтверждающих данные теоретические выкладки. Нередко люди с серьезными физическими недостатками самодостаточны настолько, что приносят пользу государству зачастую более ощутимую, нежели здоровые их земляки. Значит, при поддержке общественности, они смогут стать основой системы, полезного всему миру ноу-хау? Таким вот непростым вопросом задались участники "круглого стола", который состоялся однажды - вот символично! - в конференц-зале евпаторийского городского Центра занятости.

"Ваш ребенок - не инвалид!"

"Полноценность - также критерий не физический. Полноценность личности определяется не по наличию у человека бездефектных рук-ног, а по его умению обеспечивать всем необходимым себя и своих детей, стремлению быть не только потребителем, но и создателем общественных благ, а также (в идеале!) по способности содержать престарелых родителей". Данная формулировка жестка, но она - реальность времени.

Далеко за пределами Евпатории известен профессионализм Владимира Алещева, который учит детвору немецкому языку в гимназии имени Сельвинского. Блестяще преподает на дому английский Светлана Кононова. Переводчика Виктора Стекляшкина весь город знает как неугомонного президента городской федерации инваспорта. Уникальный мастер тончайшей художественной вышивки-миниатюры, добрейшей души человек и образцовая хозяйка Галина Лильчицкая терпеливо и настойчиво борется за здоровье взрослого приемного сына, страдающего серьезным недугом.

Историк по образованию и тоже замечательная рукодельница Тамара Овечкина старается не демонстрировать своему, закончившему уже институт Артему, что гордится им, и о том, как сама без бабушек и нянек, растила парня, распространяться не любит. У тренера Федерации инваспорта, автомеханика-самоучки, специалиста по ремонту инвалидных колясок Сергея Ульянова и его жены Оксаны детей даже двое. А насколько показательны слеты бывших воспитанников санаториев МО Украины и "Искра" - ныне ученых и специалистов многих отраслей промышленности и сфер искусства! Созидательная потребность, доминирующая в этих с детства прикованных недугами к койкам и костылям, отягощенных тяжелыми формами ДЦП людях, - достойный подражания пример.

Однако начальник Управления труда и социальной защиты населения Анжелика Федоренко ежедневно имеет дело с совсем другими фактами и цифрами. "Сегодня в Евпатории проживает 6701 человек с различными группами инвалидности. 385 из них состоят на учете как желающие трудоустроиться, но за год вожделенной работой обзавелись всего 22 страждущих. И это при том, что в УТСЗН представили заявки 43 предприятия, организации и здравницы, которым требуются дефицитнейшие сторожа, дворники, подсобные рабочие, - с горечью констатировала она. - Удобных вакансий вахтеров на всех не напасешься. С должностью "секретарь начальника" не всякий справится. Стать квалифицированным оператором ПК не каждому позволяет уровень образования. Предложение ездить в санаторий "Маяк" ведомственным транспортом встречается с обидой и чуть ли не в штыки: "Вы что, издеваетесь? Мне состояние здоровья не позволяет!".

Официально признанные трудоспособными обладатели второй и третьей групп инвалидности капризничают и, по большому счету, желанием работать не горят. Проклинать государство за нищенские пенсии, чехвостить чиновников, часами жаловаться на судьбу легче, нежели, сцепив зубы, попробовать перешагнуть через "не могу"! Впрочем, требовать, ничего не отдавая, привыкли не только инвалиды..."

Станут ли жертвами подобного менталитета 254 юных евпаторийца с ограниченными физическими возможностями, зависит, в первую очередь, от их родителей.
Пережив шок безапелляционного врачебного приговора, смирив отчаянье зачастую бессмысленного метания по "светилам" профессуры и народным целителям, многие мамы и папы рано или поздно начинают задумываться о будущем своего больного ребенка, о том, что однажды он неминуемо останется на свете без их всесторонней опеки, один на один с миром. И большинство избирают простейшую защиту от худшей перспективы приютов-богаделен или бомжевания: сообразуясь с примитивной логикой обывателей "Хоть присмотрен будет несчастный калека!", рожают беспомощному существу младших брата или сестру и этим успокаиваются.

Сотрудник городского территориального центра по обслуживанию пенсионеров и инвалидов Елена Кравцова не скрывала разочарованного недоумения: "У нас имеются неплохие возможности для социальной реабилитации, мы учим больных детей общаться, организовывать досуг, прививаем им навыки самообслуживания. Разработали систему бесплатного оздоровления. Но... как ходило в группу в прошлом году всего 9 ребятишек, так и нынче их не прибавилось. Кому-то из родителей некогда возить ребенка в центр, иным - лень. Срабатывают тормоза: "Какой смысл-то?.."

"А некоторые предпочитают добровольное рабство при своих маленьких тиранах в колясках! - с полным правом на подобную резкость подхватила тему Нелли Бурахович, 35 лет возглавлявшая детский санаторий "Искра". - Мало у кого хватает характера, превозмогая сострадание, держать их в ежовых рукавицах. Мало кто отдает себе отчет, что готовность выполнять любое указание повелительного избалованного перста "Подай! Одень! Накорми!" - губительна для ребенка-инвалида, и что гораздо полезнее в нем, как в любом здоровом ребенке, поощрять, культивировать стремление "Я сам!"

Потому что несправедливость родовых травм и эпидемий полиомиелита способна свести на нет теория компенсации, замещения, согласно которой лишенный возможности нормально передвигаться ребенок нередко становится обладателем выдающихся интеллектуальных и творческих способностей, позволяющих исключительные факты самодостаточности сделать правилом. Если признает свое бессилие медицина - реванш у природы может и должно взять воспитание".

Почти сорок лет живет в Евпатории Зинаида Дугиль - мама с бесценным практическим опытом такого воспитания. На глазах у города прошли эти годы. Вот молодая женщина со смышленой девчонкой в коляске спешит на работу. Вот в обеденный перерыв торопится в школу - за час нужно успеть забрать дочку, накормить, усадить за уроки. Вот звонит по телефону в очередной раз - все ли нормально, не упал ли с трудом передвигающийся, но с шести лет остававшийся дома один ребенок.

Вот, прослышав об очередном лекаре, вся семья снова собирается в дорогу - для собственного отдыха родители так и не выкроили ни одного отпуска. Вот с сумками, полными вкусной снеди, эта же красивая женщина садится в электричку - повзрослевшая дочка находится с отцом в Симферополе на университетской сессии... Нынче она искренне считает себя счастливой мамой, нынче дружные "неразлучницы" с дочерью (не переставшей быть инвалидом с детства 1-й группы) они друг за другом - как за каменной стеной. И ее немногословность безоговорочно убедительна: "Проблему надо решать - с младенчества. Однажды набраться решимости и сказать самому себе: "Мой ребенок - не инвалид!" - трудно. Однако - необходимо".

Чем сможем - поможем

Дай Бог, чтобы преодоление непреодолимых обстоятельств один на один с ними, не благодаря чему-то, а вопреки всему, осталось в прошлом. Сегодня, похоже, уже общественность Евпатории морально готова поддержать родителей больных детей: "Ваш ребенок - не инвалид!" И многогранный этот проект меньше всего напоминает кратковременные кампании "Возлюби инвалида аки самого себя!"

"Детская и взрослая поликлиники, дошкольные учреждения могли бы взять на себя первоначальную, информационную, психотерапевтическую работу с родителями больных детей, - с ходу резюмировал непростые вводные заместитель начальника управления здравоохранения Леонид Волошенко. - Ощутимую психологическую пользу принесет, к примеру, курс лекций, обобщающий огромный педагогический опыт таких здравниц, как санатории МО Украины и "Искра". На многих, уверен, вдохновляюще подействуют, помогут не сломаться, не опустить рук и встречи с теми, кто успешно преодолел столь тяжкое испытание судьбы".

"Анкетирование, которое мы обязательно проведем в школах, надеюсь, объективно продемонстрирует готовность общеобразовательных учреждений принять ребенка-инвалида и обеспечить ему полноценное развитие в окружении здоровых сверстников, - убеждена советник Евпаторийского городского головы, координатор Общественного совета Анжела Николаенко. - Ведь ощущение "свой среди своих" - первое условие успеха в психической реабилитации детей с физическими недостатками, и с помощью надомного обучения эту задачу решить невозможно. Понятно, некоторым преподавателям не хочется усложнять себе жизнь, им проще сослаться на пресловутую "детскую жестокость".

Однако я по собственным школьным годам помню, насколько человечнее, добрее, отзывчивее становились даже малыши начальных классов, заранее предупрежденные неравнодушным учителем: "Ребята, к нам придет новенький, которому очень нужна будет ваша помощь!.." Не то что обижать или дразнить никому в голову не приходило, наоборот - мгновенно привыкали, всем коллективом опекали больного ребенка... Конечно, присутствие в школе ученика в коляске или на костылях требует в какой-то степени изменения привычного уклада. Но ведь смогла же в свое время директор физико-математической школы Раиса Васильевна Волкова перевести на первый этаж один из десятых классов только потому, что в нем учился юноша-инвалид!.."

"Изменить менталитет восприятия людей с физическими недостатками поможет и целенаправленная работа средств массовой информации, например, рубрики в СМИ "Я - полноценный человек", плановые программы радио. Но в первую очередь социум должен обеспечить нуждающимся элементарную доступность житейских потребностей! - уверен директор городского Центра занятости, заместитель председателя Общественного совета Владимир Заскока. - Взять хотя бы состояние пандусов на курорте.

В большинстве случаев они строятся по принципу "лишь бы было", для галочки. Какие там "особый угол наклона" или "специальное покрытие", если в городской больнице есть пандус, но... нет перил! Выход: не принимать здания, пока не оборудуются, к примеру, так, как магазин "АТБ" на проспекте Победы, хозяин которого не поскупился даже на раздвижные двери. Если архитекторы попридирчивее проштудируют карту-план Евпатории на необходимость пандусов, думаю, нашей организации проще будет выполнять постановление о трудоустройстве инвалидов, осуществлять контроль за теми, кого трудоустроили, всесторонне помогать желающим работать".

Оздоровлению и активному отдыху земляков с ограниченными физическими возможностями способствовало бы решение вопроса, поднятого руководителем ООО "Тандем" Энвером Муртазаевым и разработанного участниками "круглого стола". Прежде в районе набережной им. Горького существовал так называемый "лечебный пляж", хоть и примитивно, но оборудованный и приспособленный для того, чтобы люди, передвигающиеся на колясках и с костылями, могли купаться и загорать. Там имелись сходни в море, плиточные и асфальтовые дорожки. В последние годы все это находилось в обветшавшем состоянии, не ремонтировалось, не обновлялось.

Случалось так, что пользоваться пляжем инвалиды могли лишь с середины июля - до этого поручни на сходнях отсутствовали. Затрудняли доступ колясок к лечебному пляжу и ступенька, ведущая на тротуар. Имелся и пляж, выделенный городскому обществу инвалидов в районе улицы Эскадронной, но данная категория евпаторийцев долгое время просто не могла пользоваться им - он был не оборудован вообще и сдавался в аренду. Пока однажды не прозвучало обращение к городским предпринимателям, успешно арендующим пляжи, с просьбой оборудовать на своих территориях к следующему курортному сезону необходимые для полноценного отдыха инвалидов приспособления. А вскоре Евпатория обрела и городской, не подчиненный никаким общественным объединениям пляж для людей с физическими недостатками. Это, существенно поддержало бы местную федерацию инваспорта.

Инициатива каждого руководителя предприятий, организаций, здравниц, изъявившего желание внести конкретную посильную лепту в реальное осуществление проекта "Ваш ребенок - не инвалид", должна быть замечена, отмечена, поощрена, справедливо считает активист Общественного совета Галина Беличенко. Лишь неравнодушие, в конечном итоге, позволит всем нам сказать: "Я - полноценный человек!".

Источник: reporter.delfi.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ