Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Проблемы доступа к информации и Конвенция ООН о правах инвалидов

По различным оценкам в Российской Федерации насчитывается около от 300 до 500 тыс. лиц с глубокими нарушениями зрения. Для многих из этих людей в той или иной степени актуальны вопросы беспрепятственного доступа к информации, а также к произведениям культуры: к различным официальным документам, к учебной, художественной литературе и т.п.

Обеспечение доступа к информации наравне с остальными людьми является важным фактором, обеспечивающим равноправие людей с глубокими нарушениями зрения. В своем выступлении я хотел бы коснуться правовых аспектов данной проблемы и обратить внимание на некоторые положения российского законодательства, которые нуждаются в корректировке в свете предстоящей ратификации Конвенции ООН "О правах инвалидов".

В ст.9 Конвенции указывается следующее: "Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

b) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы".

Непосредственно вопросам доступа инвалидов к информации посвящена статья 21 Конвенции.
Согласно ей, "Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды могли пользоваться правом на свободу выражения мнения и убеждений, включая свободу искать, получать и распространять информацию и идеи наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения, включая:

- снабжение инвалидов информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности, своевременно и без дополнительной платы;

- принятие и содействие использованию в официальных сношениях: жестовых языков, азбуки Брайля, усиливающих и альтернативных способов общения и всех других доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов;

- активное побуждение частных предприятий, оказывающих услуги широкой публике, в том числе через Интернет, к предоставлению информации и услуг в доступных и пригодных для инвалидов форматах".

Переходя к российскому законодательству, отмечу, что оно не в полной мере соответствует вышеприведенным положениям. Правовые основы реализации права на доступ инвалидов к информации сформулированы в ст.14 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".

Согласно ей, "Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации", однако каких-либо мер, кроме обеспечения выпуска специальной 55 литературы для инвалидов по зрению и финансирования ее закупки для специализированных библиотек, применительно к данной категории лиц данная статья, к сожалению, не предусматривает. Между тем существует немало других неурегулированных должным образом вопросов, связанных с реализацией данного права людьми с нарушениями зрения, Среди них можно выделить проблему ознакомления незрячих с официальными документами и иной социально-значимой информацией, обеспечения беспрепятственного доступа к учебной и научной литературе, а также к Интернет-сайтам.

Говоря о первой проблеме, необходимо отметить, что Федеральный закон № 8 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", вступающий в силу с 01 января 2010г, не содержит положений об особенностях предоставления указанной в нем информации лицам с различными формами инвалидности с нарушениями зрения, слуха и т.п., а вопрос о получении лицами с нарушениями зрения информации о порядке и процедуре голосования на выборах, а также о кандидатах и политических партиях решен лишь на уровне рекомендаций Центральной Избирательной Комиссии РФ.

Другой актуальной проблемой является доступность для инвалидов по зрению Интернет-сайтов. В 2009 г. вступил в силу ГОСТ Р 52872-2007 "Интернет-ресурсы" с требованиями доступности для инвалидов по зрению, однако ГОСТы носят лишь рекомендательный характер, ввиду чего выполнение требований по обеспечению доступности веб-сайтов, в том числе государственных, для инвалидов по зрению остается на усмотрение их владельцев.

Важная норма, касающаяся доступа к ресурсам библиотек людьми с нарушениями зрения содержится в ст.8 ФЗ от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле": "Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках". Несмотря на то, что данная норма действует уже около 15 лет, в большинстве библиотек общего доступа не созданы необходимые условия, позволяющие незрячим беспрепятственно пользоваться библиотечными фондами.

В последнее десятилетие развитие компьютерных технологий предоставило незрячим новые возможностей в сфере информации. Благодаря программам экранного доступа они получили возможность работать с персональным компьютером, им стали доступны многие издания художественной, учебной и научной литературы, представленные в цифровой форме. Однако по мере бурного развития компьютерных технологий и Интернета актуальной стала и проблема защиты авторских прав.

Здесь следует отметить важное положение, содержащееся в ч.3 ст.30 этого документа: "Государства-участники предпринимают в соответствии с международным правом все надлежащие шаги для обеспечения того, чтобы законы о защите прав интеллектуальной собственности не становились неоправданным или дискриминационным барьером для доступа инвалидов к произведениям культуры". На мой взгляд, российское законодательство не в полной мере соответствует этому положению. С одной стороны, законодательство предусматривает меры для обеспечения доступа инвалидов к произведениям культуры. Например, согласно ст. 1274 Гражданского кодекса допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

С другой стороны, согласно той же статье Гражданского кодекса: "В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме".

В связи со сказанным выше, необходимо отметить, что в настоящее время для многих инвалидов по зрению прослушивание "говорящих" книг, а также чтение электронных копий обычных печатных изданий нередко является единственной возможностью доступа к произведениям художественной, учебной, научной и иной литературы. Если ранее "говорящие" книги записывались в основном на компакт-кассеты, то в начале 21 века они стали всё больше уступать место другим аудионосителям, дискам в цифровых форматах CD и MP3. Преимущества записи книг на этих носителях очевидны.

Вместе с тем книги в цифровых форматах представляют удобный объект для копирования. Именно с этим и связано стремление законодателя ограничить их распространение. Однако законодатели не учли того, что невозможность для слепых пользоваться вне библиотеки экземплярами произведений в электронной форме значительно осложняет, а порой делает практически невозможной их доступ к произведениям культуры.

Из-за нарушений зрения большинство незрячих не имеет возможности регулярно посещать библиотеки только ради того, чтобы послушать "говорящие" книги, а библиотеки просто не имеют технической возможности предоставлять одновременный доступ к этим книгам большому числу лиц. Кроме того, слепые, проживающие в сельской местности, лишены возможности читать книги, поскольку библиотеки для слепых в основном находятся в областных центрах, до которых необходимо добираться в течение нескольких часов. Библиотекам для слепых частично удается решить данную проблему посредством заключения договоров с правообладателями, однако, необходимо более системное решение этой проблемы путем устранения дискриминационных барьеров, существующих в законодательстве.

Подведем итоги. Думаю, из вышесказанного со всей очевидностью вытекает необходимость совершенствования законодательства в области обеспечения беспрепятственного доступа к информации для людей с нарушениями зрения. Данное право должно быть конкретизировано, а также должны быть предусмотрены четкие механизмы его реализации. В частности, право на получение лицом с нарушениями зрения информации в доступных форматах, включая рельефно-точечный шрифт Брайля, или помощь ассистента, должно быть, закреплено в федеральном законе N181 от 24 ноября 1995г. "О социальной защите инвалидов в РФ" и в ФЗ N8 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", а механизмы его реализации должны содержаться в административных регламентах различных государственных учреждений. Требования об обеспечении доступности веб-сайтов должны стать обязательными применительно к веб-сайтам государственных органов и учреждений, а также к органам местного самоуправления. Также необходимо рассмотреть вопрос о замене формулировки ч.2 ст.1274 Гражданского кодекса на более гибкую, обеспечивающую реализацию права инвалидов на беспрепятственный доступ к произведениям литературы и другим материалам, представленным в цифровой форме, и обеспечение баланса между данным правом и правом интеллектуальной собственности. Законопроекты, касающиеся информатизации, должны проходить общественную экспертизу на предмет учета в них потребностей людей с ограниченными возможностями. Только в случае учета этих и некоторых других аспектов в законодательстве и правоприменительной практике инвалиды по зрению не окажутся на обочине информационного общества.

Доклад Балыкина Д.Г., юриста НРООИ ИНВАТУР в рамках круглого стола "Совершенствование российского законодательства и изменение политики государственных органов в связи с подписанием Конвенции ООН о правах инвалидов и ее предстоящей ратификацией".

Источник: perspektiva-inva.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ