Архив:

Своя рука - владыка

Столичный инженер Леонид Крейндлин скрестил велосипед с байдаркой

Вообще-то идея лежала на поверхности. Даже странно, что ни одна светлая голова в мире не додумалась запатентовать ее раньше нашего соотечественника - инженера и профессионального изобретателя Леонида Крейндлина. В самом деле, если автомобили для обширных классов инвалидов-опорников и ампутантов давным-давно выпускаются с так называемым ручным управлением, почему бы не провернуть аналогичное преобразование с велосипедом?!

Говоря строго, агрегат, названный своим создателем рукомобилем, больше похож не на велосипед, а на веломобиль - в том числе расположением "пилота" и центровкой. Правда, сам Крейндлин попытки выстроить слишком далеко идущие аналогии весьма эмоционально пресекает:

- Конечно, в механизме передачи вы видите велозвездочки и думаете: раз аппарат приводится в действие мускульной силой, выходит, это новая разновидность веломобиля. Но у человека, управляющего рукомобилем, в работу включены девять десятых всех мышц! Если уж на то пошло, у рукомобиля несравненно больше общего с... гребной лодкой!

Мы находимся в Перовском парке, где на празднике "Поверь в себя" Леонид Эммануилович вместе с активистами своей общественной организации "Пеленг" решили устроить тестовые заезды для нескольких новичков с ограниченными возможностями. Внимательно наблюдаю, как в рукомобиль влезает симпатичный светловолосый паренек.

Автоматически ищет ногами педали и... фиксирует ступни на удобных подставках, снабженных зажимами на липучках. Нижними конечностями здесь ничего крутить не надо... Действительно, несмотря на то что двухколесное транспортное средство предназначено для перемещения по суше, движения седока поразительным образом напоминают греблю. Усилие от каждого "весла" (металлической тяги, которой следует сообщать поступательные движения рукой) через цепную передачу поступает на свое колесо. Предусмотрена и регулировка передач наподобие современных универсальных велосипедов (через вращательный рычаг возле рукоятки управления). Соответственно, рулить рукомобилем следует так же, как лодкой - усиливая или ослабляя воздействие на правый или левый "борт". От веломашин рукомобиль заимствовал тормозные колодки, от лодки - подвижное седло... Ни дать ни взять - гибрид из мира параспорта!

- Управлять трудновато, но не физически, а... интеллектуально, - с трудом подбирая слова, слегка ошарашенный, вылезает из рукомобиля наш новый знакомый, хронический астматик Саша, из нижегородского клуба "Преодоление". - Сразу непросто сообразить, каким образом оно едет...

Между тем на асфальтовой дорожке творится нечто невообразимое. Место за "веслами" занимает тотально незрячий инвалид - москвич Алексей Любимов.
Крейндлин вешает ему на шею наушники, сам нажимает кнопку на миниатюрном приборчике в своих руках... И будто по мановению волшебной палочки, Любимов объезжает все препятствия-вешки и тормозит точно у финишной черты...

- Тоже мое изобретение, - не скрывает гордости Леонид Крейндлин. - Вернее, заготовка под будущую работу. Сигнал в левый наушник - левый поворот, в правый - соответственно, поворачиваете направо. Зуммер в оба уха - стоп. Ничего сложного.

Любимов - профессиональный инструктор по "слепой" ходьбе в одиночку, как спортсмен занимается бегом. Но в темповых спортивных дисциплинах у слепых ведь как? Они же все - что лыжники, что бегуны - состязаются каждый со своим поводырем.

Думаю, не открою Америки, если скажу: на классных спортсменов-поводырей нынче дефицит. Конечно, если ты входишь в паралимпийскую сборную страны, сильный напарник гарантирован.

А если нет? Как расти, как улучшать результаты? А с такой вот коробочкой поводырь не нужен! Конечно, пока подобное решение видится отдаленным будущим спорта для незрячих. Но я убежден: от помощников-поводырей спортсмены рано или поздно откажутся, перейдя к подсказкам электронного штурмана.

- Подождите. Но если этими сигналами получается управлять спортсменам, обучить им машину и подавно можно...

- Верно мыслите! На военном полигоне мы выводили электронную систему управления на БМП, и незрячие инвалиды-офицеры спокойно рулили этими машинами... Ну а если кому-то все сказанное покажется ненаучной фантастикой...

Как минимум два потрясающе полезных применения у рукомобиля Крейндлина, что называется, налицо. Прежде всего это уникальное средство реабилитации не только для инвалидов, но и вообще для перенесших тяжелую травму или операцию людей. А в мире спорта высших достижений - сравнительно дешевый и удобный в использовании наземный тренажер для гребцов, пригодный для тренировок, кстати, и в зимнее время.

Неужели этих преимуществ недостаточно, чтобы на крейндлинские разработки наконец-то обратило внимание государство?

Дмитрий Анохин
Источник: vmdaily.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ