Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Александр Интенберг: "Надо сохранить баланс между потребностями здоровой части населения и инвалидов"

Создание комфортных условий проживания для малобильных граждан не ограничилось рамками календарного 2009 года, объявленного мэром Москвы Юрием Лужковым «Годом равных возможностей», а переросло в стратегию повышения качества жизни до 2020 года. Насколько эффективно программа будет претворяться в жизнь, зависит от каждого участника строительного процесса.

О том, как застройщики выполняют все необходимые требования в этой области, мы беседуем с заместителем начальника Управления по надзору за соответствием строительных материалов требованиям технической документации Мосгосстройнадзора Александром Итенбергом.

- Объекты, не приспособленные для нужд инвалидов, сейчас не сдаются в эксплуатацию. Какие предъявляются требования к проектированию и строительству таких зданий?

- Нормативная база в этой области была разработана еще в середине 90-х годов. Основным документом, который регламентирует приспособление объектов для нужд маломобильных граждан, стал новый Градостроительный кодекс РФ, выпущенный в 2004 году. Там заложено обеспечение беспрепятственного доступа лицам с ограничениями к объектам социального и иного значения как один из принципов градостроительной деятельности. С 2001 года действует СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в котором определены все требования к разработке проектов и возведению подобных зданий.

Несмотря на обилие норм, до 2008 года системный подход к этой проблеме отсутствовал. Точки над «и» расставило постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». С этого момента раздел проекта, касающийся мероприятий для обеспечения доступа инвалидов на объекты, стал оформляться отдельным томом, а также содержать текстовую и графическую часть.

Каждый проект обязательно должен включать подробный перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам, обоснование конструктивно-планировочных решений, описание благоустройства рабочих мест для граждан с ограниченными физическими возможностями, схемы планировки земельного участка и поэтажные планы здания с указанием путей перемещения, а также маршрутов эвакуации.

Основные требования предъявляются к въезду на территорию, передвижению по ней, входным группам зданий, где должен быть подъемник или пандус, лифтовым кабинам. Например, если лифтовый холл находится не на одном уровне с землей, а имеет несколько ступенек и установка пандуса невозможна из-за превышения процента уклона, необходимо в обязательном порядке оснастить подъезд подъемной платформой.

- И все-таки, до 2008 года существовали комплексные программы, направленные на создание безбарьерной среды. Однако такие масштабы акция приняла только недавно.

- Верно. Дело в том, что в последней программе «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы на 2007 - 2009 годы» появилось новое условие. Благодаря усилиям столичного Комитета государственного строительного надзора в перечень обязательных документов, предоставляемых заказчиком для получения заключения о соответствии объекта установленным градостроительным требованиям, стала входить справка органов социальной защиты населения.

Эта, казалось бы, формальная норма, по моему мнению, и дала основной толчок развитию мероприятий по обеспечению доступности городских социальных и жилых объектов для инвалидов. Департамент социальной защиты населения города Москвы фактически раскрутил всю пружину, явился нашим помощником. Вместе с этим изменилось и качество надзорной деятельности за проведением строительства.

- Всем ли застройщикам сейчас удается соблюдать существующие нормы?

- Конечно нет. Более того, если в проекте что-либо не предусмотрено даже вопреки СНиПу, то и подрядчик никогда не станет брать инициативу в свои руки, проводя дополнительные мероприятия. Поэтому Москомэкпертиза досконально проверяет соответствие проектной документации необходимым требованиям.

Тем не менее многие допускают отступления от существующего проекта при возведении зданий. Но и это отслеживается очень строго на всех стадиях строительства совместно с Москомэкспертизой и департаментом соцзащиты. Среди основных нарушений - отсутствие тактильных плиток на путях движения, беспороговой доступности на входных группах зданий и квартир. Так, согласно СНиПу высота порога в дверном проеме не должна превышать 2,5 сантиметра. Однако иногда он бывает и три, и четыре сантиметра, а для колясочника это уже непреодолимо.

Излишние старания тоже не приводят ни к чему хорошему. Такое случается при занижении бордюрного камня во дворах. По нормативу его высота относительно проезжей части не должна превышать четырех сантиметров. Иногда, выводя это соотношение, казалось бы, «в ноль», строители, тем не менее, ставят колясочника в затруднительную ситуацию. Потому что дальше подъем может оказаться очень крутым и без посторонней помощи на тротуар не въехать. Нормальный же уклон не должен превышать восьми процентов или пяти градусов. Поэтому переход от проезжей части к тротуару стоит делать более протяженным. То же самое и с пандусами. Например, если высота пандуса 1 метр, то он должен быть длиной не менее 12 метров.

Многие управы, отвечающие за укладку тактильной плитки перед пешеходными переходами, перебарщивают с окраской, заливая желтым цветом огромные площади. А это не только уродует город, но и не приносит пользы для слабовидящих людей, которым нужно не большое желтое пятно, а переход по цветовой гамме. Согласно нормативу, перед дорогой должна быть полоса шириной 30 сантиметров, на расстоянии 60 сантиметров до препятствия.

Управление, в котором я работаю, ежемесячно выдает около 15 предписаний заказчикам и подрядчикам строительства, нарушающим нормативы по приспособлению зданий для нужд инвалидов. Стоит сказать, крупных отступлений не было, все предписания выполняются заказчиками и подрядчиками полностью. Из-за того, что проработка проектной документации стала более качественной, строители гораздо ответственнее подходят к делу.

- А какова ситуация с уже утвержденными проектами и переоборудованием старых домов, не имеющих приспособлений для нужд инвалидов?

- Согласно СНиПу 35-01-2001 перечень объектов, доступных для лиц с ограничениями, группа мобильности конкретного здания устанавливается заданием на проектирование. А оно, в свою очередь, утверждается по согласованию с департаментом социальной защиты населения города Москвы, в котором уже более года действует специальное подразделение ГБУ «Дирекция по ремонтам и техническому обслуживанию учреждений». Туда мы направляем заказчиков для утверждения дополнительного задания на проектирование в части обеспечения необходимых мероприятий для доступа инвалидов. Если изменения не связаны с крупным нарушением конструктива здания (например, сносом несущей стены), повторных согласований с Москомэкспертизой не требуется.

В прошлом году на Координационном совете по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при мэре Москвы было принято решение: здания, которые возводятся по проектам, утвержденным до 2008 года и не содержащим подробного раздела по мероприятиям для инвалидов, необходимо приспособить, по возможности, без нарушения конструктива здания и крупных финансовых затрат.

Что касается переобустройства уже существующих домов, здесь проблема намного серьезнее. Например, в отличие от современных в жилых зданиях 50 - 70 годов постройки отсутствуют грузопассажирские лифты с большой шириной дверного проема кабины, которые жизненно необходимы колясочникам. Решение этой проблемы связано с расширением не только створок кабины, но и лифтовой шахты, что влечет за собой большие финансовые затраты. Тем не менее, создание комфортных условий проживания для лиц с ограниченными физическими возможностями максимально предусмотрено программой капитального ремонта.

- Некоторые проектировщики озвучивают предложения создавать квартиры для маломобильных граждан на первых этажах здания. Вы считаете это оправданным?

- Скажу больше: подобные жилые дома уже существуют. В них первые этажи изначально запроектированы под строительство специализированных квартир для инвалидов. Зачастую они даже имеют отдельные входы, располагающиеся с обратной стороны здания. Внутри такие квартиры также приспособлены для перемещения маломобильных граждан. Расширенные дверные проемы комнат, санузла и безбарьерный выход на балкон делают проживание колясочников более комфортным и позволяют передвигаться в помещении без посторонней помощи. Пока они не получили широкого распространения. В прошлом году было сдано менее 100 специализированных квартир для инвалидов.

В общем, это хороший вариант, но у него есть как положительные, так и отрицательные стороны. Например, в западных странах строятся отдельные малоэтажные поселки для маломобильных граждан, где здания, начиная от магазинов и социальных объектов и заканчивая квартирами, абсолютно приспособлены для их проживания. Однако у некоторых инвалидов такой подход вызывает отрицательные эмоции, ведь они считают, что их загоняют в своеобразное гетто.

- Есть ли какая-то положительная тенденция в создании комфортных условий проживания маломобильных граждан?

- Конечно, особенно по сравнению с 2006 - 2007 годами. Во-первых, существенно повысилось качество проектирования. В 2007 году редкий проект содержал подробное описание требований, связанных с приспособлением объекта под нужды инвалидов. Единственный минус в том, что проектные организации зачастую делают уклон в сторону обеспечения доступности только для инвалидов-колясочников, забывая о слепых, глухих и опорниках. Но мы стараемся как можно больше обращать на это внимание и проверяем, чтобы объекты были комплексно приспособлены для инвалидов.

Но если мы выполним все мероприятия для маломобильных граждан на 100%, то каким будет выглядеть наш город? Здесь должен использоваться термин «разумное приспособление», то есть сохранение баланса между потребностями здоровой части населения и инвалидов. Поскольку перенасыщение конкретного объекта специальными устройствами порой выглядит нелепо, неудобно, а иногда даже опасно.

И все-таки пока количественные мероприятия, которые в большом объеме проводятся в Москве, переходят в качество жизни инвалидов не так быстро. О результатах нашего труда можно будет судить только тогда, когда мы увидим инвалидов на улицах города.

Ольга Еремина

Источник: mperspektiva.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ