Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Изнуренные "рыбной диетой"

Государство и общество, как могут, пытаются помочь инвалидам, прикованным к коляскам. Но всегда ли эти усилия направлены в верное русло? Когда мы видим этих людей, стараемся не встречаться с ними глазами - еще подумают, что слишком уж пристально их разглядываем, таким образом как бы подчеркивая их непохожесть на всех остальных...

Но, может быть, в нашем подсознании мелькнет в такой момент и другая мысль - осознание чувства вины за то, что большинство из нас равнодушно и безучастно наблюдают за их существованием, за то, что вспоминаем о них лишь в, конечно, нужные, но все-таки зачастую выхолощенно-формальные всемирно отмечаемые дни и декады, которые к тому же проводятся не так уж и часто. А в перерыве между такими акциями - дни, недели, месяцы и даже годы забвения. Речь идет о людях с ограниченными физическими возможностями. В частности, об инвалидах-колясочниках.

Всем известно выражение, что о степени зрелости общества надо судить по тому, как в нем относятся к старикам и детям. Но такой же лакмусовой бумажкой, характеризующей гуманность того или иного социума, без всякого сомнения, является и восприятие им проблем инвалидов. И здесь следует учитывать все - и существовавший до последнего времени циничный ритуал периодически подтверждать статус инвалида людям, лишенным конечностей, и отмену налоговых льгот для предприятий, на которых заняты работники с ограниченными возможностями, и даже отсутствие в стране собственного производства современных, удобных и относительно недорогих инвалидных колясок, кресел и другого вспомогательного оборудования. Но одним из главных и определяющих показателей отношения общества к людям, ограниченным в своих возможностях, является наличие для них со-ответствующей инфраструктуры в наших городах.

Спуски в переход как показатель гуманности общества

Думаю, все жители Казани, да и других городов республики, видели металлические уголки, закрепленные на лестницах в наших подземных переходах. Спуститься-забраться по ним людям на колясках невозможно ввиду невероятно большого угла наклона, зато у тех, кто с этой проблемой не сталкивается, создается стойкое убеждение: и у нас что-то для инвалидов делается. Скажу, может быть, излишне жестко, но, по-моему, эти ржавые нелепые уголки под немыслимым углом - и есть самый яркий символ того, как сегодняшнее общество относится к запросам людей, передвигающихся на колясках...

Автодороги, тротуары, парки, общественные и образовательные здания, государственные учреждения в своем подавляющем большинстве абсолютно не приспособлены под нужды инвалидов. В той же столице республики лишь пару-тройку мест массового посещения можно причислить к удобным для них.

Со зданиями старой постройки все понятно - в советские времена на эту тему было не принято говорить, а людей с видимыми физическими недостатками было "не принято" видеть на улицах. Поэтому и архитектура городов на них была не рас-считана. Однако всерьез заставляет задуматься то, что и новые, буквально вчера спроектированные и возведенные строения также не рассчитаны на эту категорию граждан.

Самым последним примером этого стала масса нарушений в ходе строительства спортивных объектов к Универсиаде 2013 года в Казани. Специально созданная Госсоветом республики комиссия недавно посетила новые спортсооружения и вынесла вердикт: большинство из них не рас-считано на инвалидов. Спортом у нас, по мнению архитекторов и строителей, видимо, интересуются исключительно здоровые люди.

Посмотреть на поезд метро - и обратно наверх

Но самым показательным примером, демонстрирующим отношение к людям, скажем так, с особыми потребностями, являются запущенные в эксплуатацию станции казанского метро. Они устроены таким образом, что имеют основательные, удобные и, безусловно, дорогостоящие спуски для инвалидов под землю. Но, попав вниз, эта категория граждан обнаруживает там красивую и добротно сделанную, но неприступную для них лестницу, ведущую непосредственно на платформу. То есть они имеют возможность лишь издали посмотреть на поезда метрополитена и, развернувшись, выбраться обратно. Парадокс, который с помощью здравого смысла объяснить невозможно.

О других видах транспорта лучше не вспоминать - попасть в автобусы, трамваи и троллейбусы, курсирующие по улицам наших городов, инвалидам-колясочникам просто невозможно...

Но самое печальное то, что многие из них не могут покинуть даже собственную квартиру, так как не в состоянии преодолеть неприспособленные для этого лестничные марши. В Казани даже были случаи жалоб инвалидов по этому поводу в прокуратуру. Но если даже после вмешательства надзорного ведомства коммунальщики и сделали приспособления для спуска одной коляски, проблему остальных людей с ограниченными возможностями это никак не решило.

- Я нечасто выхожу из дома, - говорит двенадцатилетняя Даша Курницина, проживающая в одной из "хрущевок" по улице Латышских Стрелков. - Обычно папа выносит меня на руках. А иногда они с дядей Славой, другом папы, берут меня вместе с коляской. Но отец работает водителем-дальнобойщиком, поэтому такое бывает максимум раза два в неделю.

Положение Даши еще не самое худшее. Сотни инвалидов-колясочников в городе вообще годами не выходят из квартир. И об их моральном состоянии можно только догадываться.

А как у них?

Все мы слышали, как в развитых странах относятся к людям с ограниченными возможностями. Автору этих строк довелось увидеть это самому. Вот лишь некоторые, но достаточно показательные штрихи.

Прага. Трамвайная линия. В вагон собирается забраться инвалид-колясочник. Водитель трамвая выходит на улицу, откидывает специальный порожек, по которому человек без труда поднимается в салон. Там, в свою очередь, из стены вытягивается ремень безопасности, которым инвалид пристегивается.

Венеция. Вокруг по нашим меркам просто огромное число инвалидов на колясках, приехавших как из самой Италии, так и из других стран. Самый распространенный вид транспорта - гондолы. В месте причаливания каждой - специальный человек, помогающий швартоваться. Без всяких разговоров уверенными движениями он помогает колясочникам забираться в судно. Ни о каких чаевых речи не идет. Это здесь - обычная практика.

Это случаи из жизни благополучной Европы. Но каково же было мое удивление, когда на всех надземных переходах в Шанхае я увидел специальные сооружения (довольно сложные и поэтому явно очень недешевые) для подъема людей на колясках! И сразу же вспомнились не столь давно построенные надземные переходы в Казани...

Наши паралимпийцы лучшие, потому что...

В разговорах люди иногда горько иронизируют: не потому ли наши спортсмены так успешно выступают на Паралимпийских играх, что в повседневной жизни проходят самые жесткие тренировки, преодолевая различные препятствия как морального, так и "инфраструктурного" плана... А ведь согласно закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" людям с ограниченными физическими возможностями обязаны создать условия для беспрепятственного доступа ко всем зданиям и учреждениям. Эти же требования повторяет и Градостроительный кодекс РФ, в котором предусмотрены даже штрафы для нарушителей: для должностных лиц - от двух до трех тысяч рублей, для юридических - от двадцати до тридцати тысяч.

- Положения этих документов практически не применяются, так как просто не существует органа, следящего за их исполнением, - говорит юрист правовой консультации, специализирующейся на помощи инвалидам в Казани, Сергей Маркелов. - А правовая культура, да и просто человеческие качества наших людей, увы, зачастую оставляют желать лучшего. Балом правит его величество прибыль, ведь инфраструктура для людей с ограниченными физическими возможностями - это дополнительные затраты...

В последние годы все чаще как власть, так и общественность в республике обращаются к теме благотворительности. И это один из показателей духовного выздоровления общества, постепенного разворота от ложных ценностей к истинным. Но кто сказал, что помощь людям с особыми потребностями - задача менее гуманная и значимая? Однако помощь может быть различной. И часто положить купюру в урну сбора средств для нуждающихся проще, чем каждодневно учитывать в своей работе интересы людей, которые сами о них заявить не могут.

Изменение инфраструктуры наших городов под нужды инвалидов - масштабнейшая задача и по времени, и по финансовым затратам, и по тому объему сил, которые предстоит приложить. Она, возможно, потребует принятия специальных программ на различных уровнях управления.

Но сегодня необходимо понять главное - люди с ограниченными физическими возможностями в действительности куда в меньшей степени требуют помощи, чем принято считать. Создай им нормальные условия для физического передвижения, и они перестанут нуждаться в посторонних волонтерах, социальных работниках, а смогут самостоятельно и без чужой помощи посещать все необходимые учреждения. В этом случае они лишатся во многом постыдного статуса иждивенцев, а станут равноправными членами общества, способными сами себя обеспечить. Удобная для этой категории людей инфраструктура городов - это та "удочка", которая может обеспечить их относительно независимое положение и, следовательно, значительно поднять их социальный статус. Однако общество и государство по-прежнему продолжают кормить этих людей надоевшей "рыбой".

Павел Воскресенский

Источник: rt-online.ru