Архив:

Беда объединяет детей и родителей

Необходимо, чтобы общество научилось смотреть на детей с ограниченными возможностями как на личности, индивидуальности. Самое главное – мы не должны давать им чувствовать себя инвалидами.

По оценкам ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. Слово «инвалид» буквально означает «непригодный», и в целях политкорректности в настоящее время все чаще говорят: «Человек с ограниченными возможностями». В Казахстане – более 45 тысяч детей-инвалидов. Статистика бесстрастна, безлика, но за голыми цифрами, как ни крути, скрывается числовое обозначение горя. А когда беда находит ребенка – горе увеличивается.

Дети-инвалиды – особо уязвимая часть общества. Наше отношение к ним является лакмусовой бумажкой благополучия общества, это индикатор его моральных проблем. Дети-инвалиды живут порой в условиях тяжелейших телесных увечий и умственных ограничений. Их тело и сознание находятся в предельной скудости возможностей.

Даже то, что зачаточный интеллект – не показатель пригодности или непригодности человека, является давно принятой в цивилизованном мире аксиомой.

Все эти простые истины в первую очередь знают те, для кого эта проблема стала семейной и личной бедой. Для Хафизы Тлеугабыловой – директора общественного фонда матерей детей-инвалидов «Саби» – рождение третьего ребенка когда-то принесло кроме радости и печаль: диагноз врачей «синдром Дауна» был как удар молнии. С той поры и по сей день ее жизнь – борьба. Накануне празднования Дня Астаны мы поинтересовались у Хафизы Тлеугабыловой, как и чем живет фонд «Саби». В ответ она пригласила нас в кино. Как оказалось, медицинско-сервисная компания «Медикер» организовала для детей-инвалидов поход в кинотеатр. Для такой крупной компании, как «Медикер», это мелочь, но для маленького фонда «Саби» – признание заслуг, уважение и внимание. Как известно, данные категории человеческого участия не меряются деньгами.

– История каждого объединения родителей детей-инвалидов могла бы стать поводом для отдельного описания в книге, – объясняет Хафиза Тлеугабылова. – Путь этот начинается с трагедии детей и родителей. Он пролегает через душевные, бытовые и социальные трудности. Это не произвольное желание родителей объединиться, а жесткая необходимость, продиктованная желанием помочь себе и детям. Попытка не просто выжить, а состояться в обществе, которое негласно всегда отвергало людей с ограниченными возможностями. С высоты своего опыта хочу сказать всем – только сочувствия мало, надо развивать возможности! Для этой цели мы объединились и сегодня кричим с высоких трибун: мы хотим быть услышанными, увиденными и принятыми! А победу будем праздновать, когда все дееспособные люди с ограниченными возможностями будут востребованы как работники, когда будут созданы условия для полноценной жизни, и никто не будет смотреть на них с обидной жалостью, а только с глубоким уважением.

Примерно для восьмидесяти детей-инвалидов и их родителей фонд «Саби» стал спасательным кругом. Общая забота о детях смывает ложные распространенные ориентиры, люди начинают мыслить другими категориями. Родители больных детей часто сами удивляются атмосфере доброты и открытости, которая царит в их маленьком мире. Они вместе устраивают праздники детям, ездят отдыхать, помогают друг другу материально и морально, распределяют спонсорскую помощь и многое другое. Другом фонда «Саби» компания «Медикер» стала недавно. По словам генерального директора Гульжан Садырбаевой, за 10 лет компания неизменно следовала принципам корпоративно-социальной ответственности, и благотворительная деятельность занимала первую строку в данных расходах.

– У нас работает более тысячи сотрудников, среди которых есть инвалиды, матери-одиночки и люди, живущие за чертой бедности, – рассказывает Гульжан Садырбаева. – В меру своих возможностей «Медикер» всегда оказывает моральную и материальную помощь своим работникам. Работая под лозунгом «С заботой о вас!», мы просто не имеем права не участвовать в жизни наших сотрудников. И, конечно же, помощь социально незащищенным слоям населения занимает отдельную строку в расходах на благотворительность. Мы помогаем отдельным людям, детским домам, общественным объединениям и организациям, стараемся оказать посильную помощь всем, кто обратился к нам. Переиначивая известное выражение, хочется добавить: мы делаем не так уж много, мы заботимся о других! В своей деятельности мы ориентировались на постулат «Общество, в котором отсутствует милосердие и благотворительность, – это негуманное общество, обреченное на духовное вымирание».

Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: «человек с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенесший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»), «слабослышащий» (а не «глухонемой»). Эти термины не только корректны, они несут большую смысловую нагрузку, их расшифровка ближе к истине. В конце концов, они менее унизительны и не вызывают жалости или негативных эмоций.

Охрана прав и защита законных интересов детей, в том числе инвалидов, — одно из основных направлений деятельности государства. И каждый член общества, будь то человек или организация, обязан заботиться о тех, кто в этом нуждается, это наш гражданский и моральный долг.

Алексей Байзин

Источник: zakon.kz

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ