Архив:

Забудьте слово "безнадёжный"!

С давних времен и доныне было ли горе горше и страшнее для женщины, матери, чем родить ребенка «не такого, как все»? Или родить здоровенького, но потом в один ужасный день услышать от врачей: «Безнадежен, неизлечим, будет инвалидом…» По болезни или несчастному случаю не уберегла кровиночку – а жить-то теперь как с этим?!

О тех, кого как будто не было

И годами, десятилетиями такие женщины, такие матери оставались со своим горем горьким наедине, вынуждены были нести этот крест в одиночку – чего скрывать, как прежде, так и нынче редкий мужчина-муж «не сделает ноги» из семьи при таком-то известии… И опять же, годами и десятилетиями мы, остальные – общество, соседи и знакомые, другие матери других детей – к счастью, здоровых – вроде бы и не замечали того, что они живут рядом с нами. Живут со своей неизбывной бедой и болью.

О детях-инвалидах говорить было не принято, их словно бы и не существовало в нашем насквозь «прекрасном» обществе почти-развитого социализма….

Нет, конечно, они были и жили на том же пространстве, что и мы, но словно бы за какими-то глухими заборами, в каких-то, прости господи за такое сравнение, гетто-резервациях; кто-то ими занимался, какие-то специально обученные люди, где-то они учились, чем-то там занимались – ну и ладно. Но говорить об этом вслух, писать и обсуждать эти проблемы считалось малоприличным, и, по досужему обывательскому мнению, даже опасным – не дай бог, беду на себя накличешь...

Но ведь так не могло продолжаться вечно. Ибо противно это всем человеческим, не говоря о божеских, законам, такая позиция, такое отношение, сами мысли и чувства такого рода. Прошлый год здорово вправил всем нам мозги, расставил все по своим местам – понятно, что имеется в виду, не правда ли? Год равных возможностей – на самом деле трудно было придумать определение точнее, чем это, для обозначения всего огромного круга проблем, с которыми постоянно сталкиваются наши инвалиды – и дети, и взрослые. Да что там «сталкиваются» – просто живут с ними.

Родители задают вопросы

Но что решает один год? Правильно: многое, но далеко не все. Настолько далеко, что даже и мысли быть не должно, что все уже достигнуто, сделано, решено, исправлено…

Так что же сегодня главное в этой работе с детьмиинвалидами, и сколько их на сегодня живет в Москве, и какие конкретные меры реабилитации и социальной помощи оказываются этим ребятам, их семьям, на чем нужно сосредоточить свое внимание в дальнейшем, какие вопросы решать в самом ближайшем будущем?

Об этом и многом другом шла речь на круглом столе, который состоялся в Институте переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы. В его работе приняли участие социальные работники, психологи, педагоги и другие специалисты.

– Наша сегодняшняя встреча, сам замысел ее проведения родились неслучайно, – сказала, открывая заседание, первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Татьяна Потяева. – Не так давно на съемках телепрограммы «Час комплекса социальной сферы», который ведет Людмила Ивановна Швецова, в студии собрались родители детей-инвалидов, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Разговор был очень важный – и об очень важных, трудных, болезненных делах, что понятно уже из перечисления состава участников.

Конечно, много было сказано и добрых слов о работе и работниках органов социальной защиты, о тех, кто непосредственно занимается этими детьми в соответствующих учреждениях, таких как, например, Центр социальной реабилитации для детей-инвалидов «Южное Бутово».

Но много было высказано и критических замечаний, и пожеланий, и конкретных предложений. И вот тогда Людмила Ивановна предложила создать такую рабочую группу, рабочее совещание, чтобы все специалисты, которые работают с этими детьми, с этими семьями могли бы встретиться и обсудить все назревшие проблемы, наметить пути их решения – с учетом тех жизненных реалий, в которых мы сегодня находимся, с учетом жизненных потребностей людей, оказавшихся в трудных условиях, в социально опасном положении.

(Надо заметить и уточнить, что вообще-то разговор на круглом столе шел по двум направлениям – обсуждались проблемы детей-инвалидов, вопервых, а во-вторых – проблемы семей и детей, оказавшихся в группе риска, профилактика социального сиротства, вопросы, связанные с преодолением детской безнадзорности и т. д.

Вторая группа вопросов, понятно, посвоему не менее важная, чем первая, требует, на мой взгляд, отдельного обсуждения и освещения, поэтому сегодня, как говорится, здесь и сейчас я решила ее не касаться: будет еще время и место для разговора на эту тему.) Итак, какова реальность? Сегодня в Москве проживают более 27 тысяч детей-инвалидов. Из них порядка 0,7 тысячи – слабовидящие и слепые, около тысячи – слабослышащие и глухие, около 2 тысяч – инвалиды-опорники, порядка 4 тысяч – инвалиды с ДЦП, 5,3 – вследствие психических расстройств и расстройств поведения.

– Начиная с 1998 года в столице реализуются городские комплексные программы, которые направлены на всемерное повышение качества жизни инвалидов, в том числе и детейинвалидов, – отметила Татьяна Потяева.

Очень многое было сделано в прошлом году, в рамках Года равных возможностей, последовательно и планомерно претворяются в жизнь мероприятия целевой Комплексной программы по социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Всего в городе в настоящее время в системе соцзащиты действуют 6 центров социальной реабилитации для детей-инвалидов – в Южном Бутове, Братееве, Бирюлеве-Восточном, Нагатине-Садовниках, в Зеленограде. Работает 15 отделений реабилитации в ЦСО и КЦСО.

Эта сеть развивается и будет развиваться дальше; готовится к открытию Московский научно-практический центр реабилитации инвалидов вследствие ДЦП, в котором планируется использовать новейшие технологии и методики, в том числе методы кондуктивной педагогики, которые были разработаны в институте Пете в Венгрии… Что же, как говорится, «в сухом остатке»? Казалось бы, все хорошо: центры и отделения работают, наши «особенные» дети охвачены заботой и вниманием, специалисты придумывают и внедряют новые методики и технологии социальной адаптации, реабилитации и интеграции и т. д.

И это не просто общие слова – «Вечерка» не раз писала о таких центрах, об этих специалистах, о семьях, где воспитываются дети-инвалиды, о замечательном опыте, который накоплен в Москве.

Вот только один пример. Татьяна Александровна с нескрываемым восхищением рассказала об одном уникальном мальчике, который, несмотря на тяжелый диагноз, обладает выдающимися музыкальными способностями. О том, с каким потрясающим терпением и тактом, насколько профессионально и с какой любовью и чуткостью работают с ним и другими детьми в реабилитационном центре «Южное Бутово». Уникальная работа идет сейчас в центре, который открыт под эгидой и на территории Марфо-Мариинской обители.

Вообще, вопрос отношения церкви к этой категории детей, работы с ними, традиций, уходящих своими корнями в глубь веков, – это отдельная тема, заслуживающая особого разговора, – и он, конечно же, состоится на страницах «Вечерки».

В общем, положительных примеров можно было бы привести множество.

…Но кто сказал, что нужно успокаиваться на достигнутом?

Кадры по-прежнему решают все

Действительно, не грех повторить еще и еще раз: кадры решают все. И всегда решали и будут решать. Татьяна Потяева привела такой факт о педагогическом контингенте учреждений соцзащиты: каждый третий из тех, кто работает с семьями и детьми, либо не имеет высшего образования, либо имеет непрофильное.

– Спрашиваю у такого работника: «А чем вы занимаетесь с детьми?» Мы играем, – отвечает, – рассказывала Татьяна Александровна. – «Хорошо, говорю, играете. А еще чем?» – «Придумываем игры.» – «Ладно, но кроме-то игр что?» Тишина, как говорится, в зале. Понимаете, энтузиазм – дело хорошее, и игры нужны, но ведь на одних играх нельзя сегодня строить работу. Или, скажем, в некоторых отделениях дневного пребывания – какие предусмотрены занятия для ребят? Есть, конечно, и очень хорошие условия, и современные помещения, оборудованные, оснащенные по последнему слову техники. Но есть и такие, где одна комнатушка, а вся досуговая деятельность сводится к лепке из пластилина. Дорогие мои коллеги, на одном пластилине сегодня далеко не уедешь!..

Да уж, действительно: в век компьютера и нанотехнологий рассчитывать на то, что ребенка, а уж тем более трудного, из группы риска можно всерьез увлечь лепкой из пластилина – это надо быть ужасно наивным человеком! Ну а что касается детей-инвалидов, то с ними, как отметила Татьяна Александровна, положение еще сложнее: по вполне понятным причинам здесь категорически не может быть «случайных» людей, здесь нужны особенные специалисты – и высочайшей квалификации, и особенного человеческого склада. И вот таких нам сегодня остро не хватает – не более чем на 70 процентов укомплектованы кадрами наши реабилитационные отделения для детей-инвалидов.

В этой ситуации трудно переоценить значение и роль Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы, который начал не так давно свою работу. Вот что отметила в своем выступлении на круглом столе его директор, профессор Евдокия Холостова:

– Говоря о проблемах инвалидности, обычно выделяют три аспекта. Первый – создание безбарьерной среды, интеграция инвалидов в общество, в том числе и детей-инвалидов. Второй аспект – меры социальной поддержки, которые сегодня получают семьи, имеющие детей-инвалидов. И, конечно, это создание современной модели комплексной реабилитации таких детей. Я считаю, что на такой мегаполис, как Москва, совершенно недостаточно тех центров и отделений реабилитации, которые мы на сегодняшний день имеем. Здесь невозможно говорить о шаговой доступности, потому что их просто мало, как и тех реабилитационных услуг, которые в них существуют, явно недостаточно. Необходимо, чтобы при каждом ЦСО и КЦСО были открыты такие отделения.

Мы часто слышим, что вся проблема в помещении, точнее, отсутствии его. Но если хорошенько подумать, то выход можно найти ведь, как правило, в наших центрах большинство посетителей приходят в первую половину дня, а во вторую – подчас просто пустуют! И если разумно составить графики работы, то можно и должно занять эти помещения под реабилитационную работу.

Как правило, в 80 процентах семей ребенка-инвалида воспитывает мать, иногда с бабушкой – папы уходят. Многие из этих мам имеют хорошее образование, но, оставшись один на один с этой бедой, они вынуждены бросать работу, теряют профессиональные навыки. С другой стороны, мы говорим о постоянной нехватке кадров для работы с нашими детьми-инвалидами.

Но почему бы не попробовать решить и ту, и другую проблему, принимая на работу в центры соцобслуживания этих мам, которые смогут приводить туда своих детей? Более того, очень важно создавать объединения таких родителей, сплоченных общей бедой и проблемой. Такие примеры есть, но, к сожалению, о них мало кто знает. У нас еще хромает информированность, иной раз, условно говоря, на югозападе Москвы не знают, что происходит на северо-востоке.

Что касается кадров, совершенно согласна с Татьяной Александровной, – мы у себя в институте проанализировали ситуацию, и хочу сказать, что почти 40 процентов пришли в наши службы случайно, не имея ни опыта, ни профнавыков. Просто остались без прежней работы. Когда мы им задавали вопрос: а вы надолго к нам? То ответы были: мы подумаем, посмотрим, но если чтото подвернется – уйдем. Мотивации нет, установки нет. Это проблема, которая также требует особого к себе внимания, у нас остро не хватает реабилитологов и других специалистов современного уровня…

Еще один очень важный вопрос – о социальных помощниках. Нам необходимо создавать такую службу, которая давно уже развита во всем мире.

Родителям ребенка-инвалида надо отлучиться по делам, пройти медицинское обследование, отъехать – да мало ли что! Но ведь они прикованы к своему дому, к ситуации, они не могут оставить больного ребенка. И вот хочу с радостью отметить, что руководитель нашего департамента Владимир Аршакович Петросян всерьез взялся за решение этой проблемы, причем работа эта должна быть поставлена на бюджетную основу. Волонтеры – это прекрасно, это движение тоже надо развивать, но в данном случае мы говорим о профессиональных социальных помощниках, на которых не страшно будет оставить сложного ребенка, так чтобы у матери сердце не болело…

...Перечислить и обозначить хотя бы двумя-тремя фразами все сообщения всех выступивших на этом круглом столе – значило бы занять всю газету.

И то, боюсь, места бы не хватило. И очень жаль, что я не могу этого сделать, потому что было по-настоящему интересно и полезно. Обсуждение получилось настолько неформальным, а прозвучавшие мнения, суждения и предложения такими дельными, что чувствую настоятельную потребность вернуться к этим людям еще раз, побеседовать и расспросить отдельно каждого.

Вообще, по личному ощущению – давно не приходилось видеть людей, так горячо и активно, так искренне и от всей души переживающих за дело, которым они занимаются, которому служат. И, значит, обязательно нужно будет встретиться, поговорить и рассказать о них.

Справка «ВМ»

В Москве работают 123 центра социального и комплексного социального обслуживания. В 2009 году этими центрами было оказано свыше полутора миллиона различных услуг семьям и детям. На базе 47 отделений ЦСО и КЦСО открыты отделения социальной помощи семье и детям, в том числе и детям-инвалидам. В 2009 году в реабилитационных отделениях и центрах более 21 тысячи детейинвалидов получили около 950 тысяч услуг по социально-бытовой адаптации, социально-средовой ориентации, социально-культурной реабилитации, профориентации и т. д. И только за первый квартал нынешнего года более 5 тысяч детей-инвалидов получили 280 тысяч услуг по тем же видам социальной помощи и поддержки.

Официально

Из резолюции круглого стола «Система работы учреждений социальной защиты населения города Москвы по оказанию реабилитационной помощи детям-инвалидам, их семьям, а также семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации»

...Участники круглого стола констатируют актуальность и важность проблемы совершенствования и развития деятельности учреждений социальной защиты населения города Москвы по оказанию реабилитационной помощи детям-инвалидам и их семьям… отмечают, что за последние годы широко развиваются нестационарные формы работы с различными категориями семей… А также рекомендуют в отделениях и центрах социальной реабилитации инвалидов:

– особое внимание и заботу в своей деятельности уделять наиболее «тяжелым» детяминвалидам и молодым инвалидам, которые по различным причинам не посещают образовательные, коррекционные, реабилитационные учреждения и воспитываются родителями на дому, развивая разные формы работы с этой категорией: предоставление реабилитационных услуг на дому, открытие отделений дневного пребывания и т. п.;

– расширить работы по социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, искать новые формы и технологии работы по социокультурной реабилитации и трудотерапии;

– выстроить систему психологического и реабилитационного сопровождения как самих инвалидов, так и их ближнего круга, особенно для родителей детей с онкологическими заболеваниями, ДЦП, имеющими травмы позвоночника, инвалидов с психическими и интеллектуальными нарушениями;

– создать службу социальных помощников, развивать волонтерское движение, обеспечить системное и качественное решение вопросов профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов реабилитационных отделений и центров…

Прямая речь

Первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Татьяна Потяева:

– Нет безнадежных детей, каждый ребенок, даже с очень «тяжелым» диагнозом, при условии системной, комплексной работы, индивидуального подхода может раскрыть в себе удивительные таланты, способности к творчеству. В том и состоит задача социальных работников, социальных педагогов и других специалистов, чтобы помочь такому ребенку, его родителям найти свое место в жизни, реализовать свои возможности… И главное, на чем надо сосредоточить свои усилия, – выстроить эффективную модель реабилитации детей-инвалидов в городе Москве, создать программу физической, духовной и социальной реабилитации таких детей и их родственников, а также систему подготовки высококвалифицированных кадров для этой работы…

Ольга Мозговая

Источник: vmdaily.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ