Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Судебное дело "Павел Обиух против ОАО "Авиакомпания Сибирь"

Обзор судебной практики по защите прав инвалидов

С февраля по июль 2009 г. длилась тяжба между незрячим пассажиром Павлом Обиухом и авиакомпанией «Сибирь» по факту отказа в перевозке. Решением Ленинского районного суда Тульской области удовлетворены требования Павла о взыскании морального вреда за отказ принять его к перевозке.

Интересы Павла представлял юрист РООИ Перспектива совместно с коллегами из Международной конфедерации обществ защиты прав потребителей (КонФОП).

Правовая позиция представителей истца состояла в следующем:

В соответствии со ст.786 ГК РФ заключение договора перевозки удостоверяется билетом. Павел Обиух имел все вышеуказанные документы, что подтверждает факт договорных отношений с Авиакомпанией «Сибирь». В силу ст.310 ГК РФ односторонний отказ от договора допускается только в случаях, предусмотренных законом. Согласно подп.З п.1 ст. 107 Воздушного Кодекса РФ перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира в случае, если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами.

Ни одного из вышеуказанных обстоятельств в случае с Павлом Обиухом не было. Сотрудникам регистрационной службы должно было быть известно об инвалидности Обиуха П.А., поскольку авиакомпания была заранее уведомлена. Факт уведомления подтверждается письмом туристической компании «РусАэро» с приложенными документами:

  1. Извлеченными сведениями из бронирования АСБ «Сирена»;
  2. Копией электронного билета №42161507399575.

Никаких препятствий для полета, связанных с состоянием здоровья Обиуха П.А., не существовало. При таких обстоятельствах, отказ от исполнения договорных обязательств является недопустимым.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе информацию о правилах оказания услуг. Никакой информации о существовании в компании «Сибирь» специальных условий для перевозки пассажира с отсутствием зрения на авиабилете не содержится.

Согласно части 3 статьи 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях оказания услуги, то исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями. С момента приобретения билета сотрудники авиакомпании «Сибирь» были поставлены в известность о том, что услуга используется пассажиром с отсутствием зрения, и должны были обеспечить предоставление услуги перевозки в соответствии с заключенным договором перевозки. Тем более, что они не отрицали, что им было известно о том, что билет приобретался для незрячего пассажира.

Ссылки авиакомпании на ведомственные правила, устанавливающие специальные правила перевозки пассажиров с отсутствием зрения, считаем неправомерными. В силу статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также создают условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.

Полагаем, что наличие в ведомственных правилах каких-либо ограничений допуска инвалидов любых категорий к воздушной перевозке нарушает п.3 ст.55 Конституции РФ, в силу которой права и свободы граждан могут быть ограничены только федеральным законом. Ни в одном законе такие ограничения не предусмотрены. В соответствии с п. 110 Федеральных авиационных правил (утв. Приказом Минтранса № 82 от 27.06.2007г.) перевозчик вправе отказать в перевозке пассажира в кресле-коляске, больного на носилках при отсутствии на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров. Павел Обиух не передвигается в кресле-коляске, не является лежачим больным, не нуждается в специальных условиях перевозки. Следовательно, у авиакомпании отсутствовали какие-либо правовые основания отказать Павлу в перевозке. Отсутствие сопровождающего инвалида лица не является основанием для одностороннего отказа в перевозке.

Тульский областной суд полностью оставил в силе решение суда первой инстанции. Кассационная жалоба авиакомпании "Сибирь" оставлена без удовлетворения.

Судебное заседание вызвало большой общественный резонанс. Именно в связи с этим случаем по предложению юристов Перспективы депутатом Госдумы М.Б.Терентьевым была создана рабочая группа по совершенствованию законодательства в области воздушных перевозок.

Дело Павла Обиуха показало, что в Российской Федерации даже при наличии неплохого федерального законодательства, на практике нарушаются права лиц с инвалидностью, закрепленные в ст. 9 Конвенции ООН:

Государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Источник: РООИ "Перспектива"

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ