Архив:

Таня и Рома

Когда этой девочке было 6 лет, она переболела менингитом. Год или два никто не замечал, что с ней творится что-то неладное. Но когда она пошла в школу, учителя стали замечать, что Таня не всегда реагирует на их вопросы, переспрашивает, многого недопонимает...

Тогда еще не существовало должности школьных психологов, а врачи в детской поликлинике лечили что угодно - от последствий менингита до психики. Таню обследовали в неврологических стационарах, наблюдали в психоневрологическом диспансере - никто не подумал, почему-то, о слухе. Возможно, внимание отвлекли ее жалобы на головную боль, шум в ушах, тошноту, шаткость походки. У Тани стала ухудшаться речь. И однажды она сама поняла, что неладное творится со слухом, а вовсе не с головным мозгом.

Аудиометрическое исследование подтвердило это предположение. Периодические обследования в Центре сурдологии и сурдопедагогики говорили о прогрессирующем снижении слуха, причем прогрессирующем быстро и неумолимо.

Терапия нейросенсорной тугоухости довольно стандартна и включает сосудистые препараты, средства для улучшения процессов в головном мозге и повышения метаболизма. Все это лекарства принимались добросовестно, регулярно, но эффекта не давали. Впрочем, это привычный итог схематического лечения.

В те годы не была изобретена еще компьютерная томография - точнее, томограф уже существовал, но как экспериментальный образец. Рентгенологическое исследование де не могло показать глубинных причин ухудшения слуха. В 4 классе Таню перевели в школу для глухих и слабослышащих. Азбука жестов, обучение чтению с губ, адаптированная программа школьного обучения, подготовленные учителя - все это помогло Татьяне. По окончании этой школы, как и многие ее одноклассницы, она пошла в строительно-монтажное ПТУ - учится на штукатура-маляра. Работа эта в те, довольно далекие годы, давала неплохую зарплату и возможность «халтур» - подработки в свободное время.

Там же, на работе, Таня познакомилась с Романом - глухим от рождения и тоже работающим на стройке. Сыграли свадьбу, поселились в общежитии строительного управления. Через три года по льготной очереди вступили в кооператив, построили «трешку». Только вот детей Бог не давал.

Сначала это как-то не давало поводов для беспокойства. А потом заставило задуматься. Обследования не давали никаких результатов, все, как будто, было в норме. Так и жили эти два глухих человека, в собственном мирке. Таня еще как-то могла объясняться с окружающими - сказывалась постлингвальная глухота, а Роман, как его зовет Таня - «великий молчальник». Внутри семьи они общаются на языке жестов, Таня может произнести несложные фразы, Роман, кстати, тоже - несколько слов, но все же - жена научила.

Но вот, недавно, Таня, на удивление всем родила мальчонку - Олежку. Ей уже «за пятьдесят», годы непростой жизни сказались не самым лучшим образом на организме, и как этот герой сумел появиться на свет, после стольких лет ожиданий - загадка природы!

Я, честно говоря, ожидала, что Татьяна и Роман растеряются, опустят руки. Все-таки, глухим матери и отцу растить слышащего сына - ой как нелегко! А уж если родители немолоды - груз становится еще тяжелее. Нельзя, конечно, сказать, что материнство омолодило Таню. Чудес не бывает. Но, как она сама говорит, у нее в жизни теперь такой стимул, что они планируют попасть в список долгожителей.

Олежек ходит в сад, у него слышащая тетя, которая помогает брату Роману растить племянника - в этом позднем подарке судьбы души не чают все.

Даже в трудные годы я не слышала, чтобы эти люди жаловались. Когда многие покидали Узбекистан, они и не думали об этом. Зачем? - говорили Таня и Рома. Здесь наша родина, работа, наш дом. А трудности пройдут. Так и есть. У них дом - полная чаша, теперь есть сын. Проблем, конечно, тоже хватает, здоровье давно уже не то, да и возможности работы поуменьшились. Но, не имею возможности, как слышащие, уехать в Россию на заработки. И Татьяна и Роман зарабатывают на достойную жизнь дома.

Почему я про них рассказала? Наверное, из зависти. Что люди могут справляться со своей судьбой, и жить так, словно она их и не обделяла ничем. На меня, например, тугоухость наложила отпечаток. Характер у меня замкнутый, склонна к критиканству. А эти живут в мире и с миром. У них нет врагов, по-моему. Они гармоничны и как пара, и как семья, и как отец с матерью, и как работники.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ