Архив:

Театр не для всех

Карельские инвалиды судятся за право на искусство.

Искусство должно принадлежать народу, говаривали когда-то вожди мирового пролетариата. И была в этой расхожей фразе какая-то суровая справедливость… Но пришли другие времена, и вопрос, кому должно быть доступно искусство, а кому нет, сегодня становится предметом судебного разбирательства.

В Петрозаводском городском суде в эти дни идет процесс, в рамках которого карельский инвалид пытается доказать свое право… ходить в театр.

Инвалидам вход затруднен

Здание Музыкального театра республики ремонтировали и открывали с большой помпой. Более 300 миллионов рублей – такую сумму сообщала пресс-служба правительства – было вложено и в реконструкцию здания, и в оборудование сцены.

Но оказалось, что за всем этим великолепием – лестницами, росписями и лепниной – все как-то позабыли, что доступ в отреставрированный театр должны были получить все желающие. О людях с ограниченными возможностями словно позабыли. Лестницы театра остались нетронутыми – нет ни пандусов, ни лифтов, не специальных подъемников. Словом, ничего того, о чем сейчас заботятся государственные службы и архитекторы в любом цивилизованном обществе.

Ассоциация общественных организаций инвалидов Карелии поначалу наивно полагала, что воздействовать на ситуацию можно с помощью писем в разные инстанции.

– Это же очевидное ущемление прав людей, – рассказывает Татьяна Васильева, член Ассоциации, она как раз занималась общением со всеми уполномоченными министерствами, – налицо неисполнение федерального законодательства. В частности, речь идет о статье 15 федерального закона “О социальной защите инвалидов”, где черным по белому сказано, что доступ должен быть обеспечен. Раньше можно было ссылаться на то, что в старых зданиях пандусы и лифты не предусмотрены. Но что помешало все это сделать в рамках реконструкции?

Стройка стройке рознь

Первым пришел ответ от Министерства культуры. В перерыве между благодарностями за сигнал и предложениями оказать консультативную помощь чиновники сообщали, что, увы, но доступ в театр инвалидам будет невозможен. Оказывается, закон “О соцзащите инвалидов” касается только новых строек и реконструируемых зданий. А театр вовсе не реконструируется, как до этого писали в газетах, в нем проходит капитальный ремонт – большая разница.

Минстрой тоже долго не думал. За подписью заместителя министра Александра Ефимова пришел ответ, что объект прошел государственную экспертизу при Минстрое и получил положительное заключение. Заказчиком выступал Минкульт, поэтому все вопросы о перечне работ, объеме и качестве – к специалистам по культуре. Словом, наше дело маленькое.

Архитектор проекта Сергей Лыков пояснил, что изначально в заказе не шла речь о создании безбарьерной среды и не могла идти. Капитальный ремонт подразумевает всего лишь восстановление прежнего здания, а не его реконструкцию. Создание безбарьерной среды, по его мнению, увеличило бы стоимость проекта в разы.

Отметился и Минздрав. В письме этого ведомства сообщалось, что да, действительно, существует федеральный закон, по которому органы власти должны обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Для этого Минздрав Карелии даже разработал специальную целевую программу. В ее рамках предусмотрены и мероприятия по реабилитации, и профессиональное обучение, и обеспечение оборудованием, но вот мероприятия по установке пандусов и поручней в здания, собственниками которых являются государственные муниципальные органы власти, – этой программой не предусмотрены.

В общем, вывод по прочтении отписок напрашивался один – виноватых не найти, а искусство инвалидам, судя по всему, не положено. По крайней мере, всерьез эту проблему никто не воспринимает. Решив не биться больше головой о стену, представители Ассоциации решили, что этот вопрос надо решать через суд. Так и возникло исковое заявление от Ядвиги Макаровны Пустоход, инвалида первой группы, передвигающейся на коляске. Требования были просты – доступ в театр, в буфет, на второй этаж… пандусы, подъемники, лифты.

Главное – здание сберечь

Ответчиками по иску стали сразу все ведомства, которые так или иначе могли быть причастны к возникшей проблеме.

В судебное заседание явились представители правительства республики, Минприроды, Министерства культуры, Дирекции по эксплуатации зданий, Минздрава, дирекции театра. И все они дружно иск не признали. Правительство заявило, что не может быть надлежащим ответчиком, Минприроды тоже отрицало свою причастность. Только дирекция Музтеатра и ее адвокат согласились, что являются по данному делу надлежащими ответчиками. Но иск они все равно не признают. Минздрав выступил в качестве третьего лица и тоже ничего не признал.

В суде звучало, что даже при условии реконструкции здания безбарьерную среду там создать попросту невозможно. Театр – старый, неприспособленный для людей с ограниченными возможностями. Оказалось, что основную культурную ценность здания представляют широкие мраморные лестницы. Ограниченные размеры входной зоны и перепады полов не позволяют разместить отдельные санузлы для инвалидов в вестибюле. То же самое и со специальным лифтом…

Возможно, что все те, кто так яро защищает сейчас привычные размеры и контуры здания от людей на колясках, отчасти правы. Действительно, объекты наследия нужно и важно беречь и сохранять их в первозданном виде. Но разве это снимает с государства обязанность заботиться обо всех своих гражданах, в том числе о тех, кто в результате болезни или несчастного случая оказался прикован к инвалидной коляске? Неужели из 300 миллионов рублей нельзя было выделить сравнительно небольшую сумму на скромные приспособления для инвалидов?

Суд еще не закончен. Каким будет решение – справедливым или формальным – гадать сложно. Но больше всего гложет тех, кто отстаивает интересы инвалидов в суде, один простой факт. Сейчас в Петрозаводске активно идет еще один капитальный ремонт – в Национальной библиотеке. Не реконструкция, но при этом с безбарьерной средой там все в порядке. Она и в проекте заложена, и в жизнь будет воплощена. Откуда столь разное отношение к одним и тем же людям?

Анна Рманова

Источник: vesti.karelia.ru