Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Ралли "Надежда - 2010"

21-е традиционное ралли «Надежда-2010» прошло по дорогам Москвы и Подмосковья

Ольга Михайловна Виноградова, участница ралли «Надежда», листает дорожную книгу, в которой схематично изображены этапы 300-километровой трассы, проложенной по дорогам Москвы и Подмосковья. Для непрофессионала условные обозначения – заковыристые повороты и мудреные развязки, а ими просто пестрит тонюсенькая брошюра, – чистая абракадабра.

Ольгу Михайловну, штурмана семейного болида «Виноградова-Кипербанд», зарегистрированного под стартовым номером 7, это ничуть не смущает: для нее и ее супруга, Евгения Бенционовича Кипербанда, участие в ралли – очередная возможность доказать всем, но в первую очередь самим себе, что диагноз – это не приговор. Они делают это уже 21-й год! Столько же, 21 год, проводится и ралли «Надежда», которое организует Московский автомобильный Клуб инвалидов МАКИ при поддержке Департамента социальной защиты населения и префектур города Москвы. В этом году на него съехались экипажи со всей страны. Один экипаж прибыл из Белоруссии, по два – из Украины и Англии.

На Поклонной горе в ожидании старта в субботу, 5 июня, выстроились более шести десятков разномастных автомобилей. Навороченные иномарки ждали своего часа бок о бок с раритетами отечественного автопрома: «Запорожцами», «Москвичами» и миниатюрными «Окушками».

В экипаже один, а зачастую и оба участника – инвалиды-колясочники. Но на трассе-то этого не видно, здесь они как все. Нет, они лучшие!

Трассу осилит мудрейший

– 118 лошадиных сил, 2-литровый мотор – для любительского ралли самый подходящий автомобиль, – расхваливает своего боевого коня Евгений Кипербанд.

– «Девятка»? – «Москвич»! – в голосе пилота слышится обида. – «Святогор» с двигателем «Рено».

Чтобы поднять завод АЗЛК, на «Москвич Святогор» два года подряд ставили двигатели от популярной иномарки.

Но машине уже 10 лет, а потому Евгений Бенционович серьезно готовит ее к каждому соревнованию (помимо ралли «Надежда», МАКИ проводит еще два соревнования весной и зимой). Залог победы в ралли – слаженность пилота и штурмана. Уж это Ольга Виноградова как председатель совета Клуба МАКИ и Евгений Кипербанд знают лучше других.

– Нас здесь трое таких, кто нашел в себе силы не пропустить ни одного ралли «Надежда», – рассказывает Ольга Михайловна. – Я, мой супруг и Сережа Антипов, его стартовый номер 8. Он, кстати, стал призером этой гонки.

300 км по дорогам Москвы и Подмосковья – это вам не шутка. Тем более что гонщики едут не стройными рядами, как я поначалу себе представила, а стартуют с интервалом в одну минуту. У экипажей на руках дорожная книга, которую участники ралли получают за два часа до соревнований, после чего каждый «прокладывает» свой маршрут.

– Кто шибко грамотный, конечно, может сесть на хвост более опытному участнику, но это крайне редко случается, – говорит Ольга Виноградова. – Очень часто по ходу гонки кто-нибудь заезжает не туда и очень страдает, потому что, заблудившись, трудно вновь начать движение по маршруту.

Начальная школа для гонщиков

– Сложность этого ралли в расчетах, – вводит меня в курс дела Сергей Антипов, один из аксакалов «Надежды». – Скорости небольшие, поэтому в экипаже должен быть опытный штурман. На трассе, как ни старайся, особо не разгонишься, даже на скоростных участках допустимо показывать не больше 80% от ПДД. Например, если разрешено двигаться 90 км/ч, мы идем со скоростью 72 км/ч. Если больше, штраф заработаешь.

– Неужели для такого особенного ралли нельзя было правила попроще придумать? – интересуюсь у Алексея Ершова, председателя комитета ралли Российской автомобильной федерации (РАФ).

– Правила едины для всех. Это обычное ралли 3-й категории для стандартных автомобилей. Хотя есть и другие разновидности гонок.

Что касается сложности, я не согласен, если сравнивать со школой, для гонщиков они как начальная школа. В ралли «Надежда» в основе ориентирование – это такой особый тип соревнований.

Чудо XXII века

Даже на фоне отливающих на солнце иномарок выделяется «Крайслер» 64-летнего англичанина Лазо Конкара. Лазо к инвалидному креслу приковал ревматоидный артрит, но у него около 20 лет назад появился чудо-автомобиль. С тех пор неугомонный англичанин колесит по всему миру. Авто и впрямь как чудо XXII века.

Только представьте, автоматически выдвигается пандус, по которому Лазо заезжает внутрь на инвалидной коляске (тоже, кстати, навороченной) и фиксирует ее к полу на водительском месте (стандартное кресло, понятное дело, снято). После этого водитель готов к движению. Заметьте! Неподвижный и полулежачий!

– Благодаря системе зеркал, которая дает полный обзор, Лазо, будучи неподвижным, контролирует ситуацию, – рассказывает Ольга Николаевна Брусничкина. Она штурман в этом экипаже, ей с ним ехать все 300 км, и женщина уверена в своем пилоте. – У Лазо компьютер, который управляется голосом. Газ-тормоз регулируются рычагом, движение налево-направо – джойстиком, как на инвалидной коляске, и дублируется голосом. Это похоже на фантастику, когда во время движения руль сам собой поворачивается.

Кстати, Лазо самостоятельно добрался до Москвы.

Потрясающий человек! С ним путешествуют два сопровождающих, которые сами не водят машину. Они его кормят, помогают в быту, сам же мужчина абсолютно неподвижен, но очень активен. Даже попросил себе экземпляр дорожной книги с маршрутом ралли, чтобы тоже быть в курсе.

Чем больше я узнаю о правилах ралли «Надежда» и всматриваюсь в значки дорожной карты, тем больше убеждаюсь в том, что потерялась бы на первом повороте. Это прямо-таки шахматы на колесах!

– Вы уже «проложили» маршрут? – спрашиваю дебютанта ралли «Надежда», самого молодого пилота Андрея Ширяева, ему чуть больше 20 лет.

– Это дело штурмана, – Андрей мастерски переводит стрелки на своего напарника – штурмана Алексея Кузьмича, а тот с сожалением замечает:

– Если бы нам дали такую книгу вчера, мы бы уже вечером как самые хитрые поехали бы на разведку. Но это запрещено. Дорожную книгу выдают за два часа до старта. А свою мы даже еще не получили.

– Вы на ралли не новичок, знаете секрет успеха? – Ничего особенного. Перед гонкой главное выспаться, ну а потом, уже на трассе, – справиться с волнением.

…Из 65 заявленных на 21-м ралли «Надежда» экипажей только 13 доехали до финиша, не сделав ошибок.

Справка

Победители ралли в абсолютном зачете:

1-е место Владимир Касьянов – Анита Яунсилс (Москва),

2-е место Максим Ивинский – Василий Шулимов (Москва),

3-е место Андрей Фирсов – Илья Ковальчук (Щелково-3, Московская обл.)

Ольга Щербакова

Источник: vmdaily.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ