Информация по докладу на конгрессе в Российском Государственном Социальном Университете
Доклад отражает ключевые моменты развития отрасли высокотехнологичных средств комплексной социальной адаптации и реабилитации для инвалидов с детства, для лиц с ограничениями жизнедеятельности, для лиц со специальными потребностями. Подготовлен по результатам проведенной экспериментальной работы в рамках независимой экспертизы инновационных социальных проектов, проводимой в 2009 - 2010 г.г.
Доклад
«Высокотехнологичные средства комплексной социальной адаптации и реабилитации в базовом образовательном процессе обучения для инвалидов с детства, для лиц с ограничениями жизнедеятельности, для лиц со специальными потребностями»
Информация об организационной части экспериментальной работы
Работа проводилась в период с 1 сентября 2009 года по 31 мая 2010 года при поддержке государственных образовательных учреждений, муниципальных учреждений для инвалидов, общественных некоммерческих организаций, представителей бизнес-кругов, независимых экспертов.
В процессе работы задействованы прямые интервью с руководителями и специалистами организаций инвалидов, благотворительных фондов, опросы и анкетирование в социальных интернет-сообществах, переговоры с представителями производственных предприятий и организаций.
Результаты работы отражены в отчетах научному экспертному совету.
Отчеты представлялись экспертам Российского государственного социального университета (РГСУ), экспертам Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), независимым экспертам, рекомендованным Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ).
Комплексная социальная бытовая и профессиональная адаптация и реабилитация
Комплексная социальная адаптация и реабилитация затрагивает много аспектов, в частности: социальную бытовую и профессиональную адаптацию, реабилитацию и, в определенной степени, абилитацию, т.е. комплексную поддержку людям с инвалидностью в быту и, имеющим возможность трудиться, на производстве, восстановление и замещение утраченных функций в результате получения инвалидности.
Предмет доклада - технические средства реабилитации (ТСР). Рассматриваемое оборудование, приборы и устройства все больше создаются с применением прогрессивных технологий и представляют собой программно-аппаратные комплексы, которые используются и как отдельные устройства, и в составе технических комплексов и систем.
Разработка, производство ТСР, и обеспечение возможности людям с инвалидностью пользоваться необходимыми средствами - в комплексе представляют собой индустрию социальной адаптации и реабилитации.
В сегменте высокотехнологичных средств адаптации и реабилитации разработки затрагивают такие сферы, как мехатроника, робототехника, электронное приборостроение, встраиваемые компьютерные и информационно-коммуникативные технологии, а также ряд смежных областей, в том числе нанотехнологии.
Рассматривая медицинские аспекты реабилитации и применения продукции медицинского электронного приборостроения, наряду с использованием технических средств, требующих хирургического вмешательства (например, кохлеарные имплантаты), немаловажным является применение неинвазивных технологий (например, измерение внутричерепного давления неинвазивными методами).
В части неинвазивной адаптации и реабилитации - быстрыми темпами развивается производство сенсорных комнат для детей.
Производственные аспекты
Технические средства реабилитации, разрабатываемые и производимые типовым методом в рамках одного технологического процесса производства, применимы как для людей с инвалидностью, так и для тех, кто имеет ограничения по состоянию здоровья без инвалидности. Наряду с базовой функциональностью на стадии конструирования для этого предусматриваются дополнительные возможности расширения ("включенный дизайн").
Классификация высокотехнологичных средств адаптации и реабилитации требует периодической систематизации. Как правило - от полугода/года до трех лет (время жизненного цикла технологии).
Данный процесс требует динамического обновления информации.
Кардинальному пересмотру классификация подлежит через пять лет (время коммерческой окупаемости технологии и снижение стоимости владения за счет перевода её производителем в "открытый" доступ).
Наиболее надежным способом является классификация по форме и/или степени инвалидности
- Для людей с инвалидностью:
по зрению, по слуху, при двойной сенсорной инвалидности (при слепоглухоте), комбинированные ТСР при нарушении сенсорной системы, отдельной категорией рассматриваются ТСР для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (моторика). - Для людей с ограничением по состоянию здоровья (без категории инвалидности):
зрение, слух, комбинированные, технические средства и комплексы психологической коррекции.
Рассматривая социальную адаптацию и реабилитацию комплексно, отдельно группируются технические средства в виде комплексов и систем:
- программно-аппаратные средства комбинированные,
- технические комплексы индивидуального и коллективного применения,
- интегрированные системы технических средств реабилитации индивидуального
- применения и вспомогательных технических комплексов,
- информационно-коммуникативные технологии и средства связи.
Предлагаемые решения
-
Необходимо обеспечить базовое образование для инвалидов с детства, для лиц с ограничениями жизнедеятельности, для лиц со специальными потребностями.
-
Требуется экспертиза образовательных программ для определения требуемых к применению в процессе обучения технических средств социальной адаптации и реабилитации, в системе дистанционного образования для инвалидов с детства, для лиц с ограничениями жизнедеятельности, для лиц со специальными потребностями.
-
Необходимо проведение анкетирования среди учащихся с целью выяснения потребностей в технических средствах социальной бытовой и профессиональной адаптации.
-
Требуются стандарты в процессе оказания адресной поддержки по обеспечению техническими средствами социальной адаптации индивидуального применения, согласованные с регламентами инклюзивного образования.
-
Необходимо обеспечить межотраслевое взаимодействие с разработчиками и организациями-производителями технических средств реабилитации, социальной бытовой и профессиональной адаптации в формате выставочных экспозиций при ВУЗах.
-
Разработать программу мероприятий по привлечению субсидирования в рамках государственно-частного партнерства для обеспечения образовательного процесса обучения техническими средствами коллективного применения и обеспечения учащихся техническими средствами социальной адаптации индивидуального применения.
-
Необходимо обеспечить информационную поддержку по освещению проводимых мероприятий в средствах массовой информации.
Организации, оказавшие поддержку проводимой работе при подготовке доклада
-
Российский государственный социальный университет
-
Московский городской психолого-педагогический университет
-
Волго-Вятская академия государственной службы
-
Российский гуманитарный научный фонд
-
Научный центр психического здоровья РАМН
-
Центр психолого-медико-социального сопровождения "ОЗОН" при Правительстве г. Москвы
-
Столичная финансово-гуманитарная академия
-
Общественная палата Российской Федерации
-
Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
-
Правозащитное движение "Сопротивление", г. Москва
-
Муниципальное учреждение "Клуб инвалидов "ВЕРА", г. Дзержинск, Нижегородская область
-
Автономная некоммерческая организация "Центр поддержки предпринимательства г. Дзержинска", г. Дзержинск, Нижегородская область
-
Региональная общественная организация инвалидов "Перспектива", г. Москва
-
Общество слепоглухих "ЭЛЬВИРА", г. Москва
-
ООО "ЭЛИТА ГРУПП" http://www.elitagroup.ru
-
ЗАО "АУДИОТЕЛЕ" http://www.audiotele.ru
-
ЗАО "Ин-Солв" http://www.in-solve.ru
-
ООО "1С-Битрикс" http://www.1c-bitrix.ru
-
"Альт Линукс" http://www.altlinux.ru
-
ООО "Новые Реабилитационные Технологии "Доспехи" http://www.dospehi.com
-
Интернет-провайдер "МЕГАЛАН" http://www.megalan.ru
-
Издательство "ГЛОБУС-СТИЛЬ" http://www.to-info.ru
-
ООО СИМЕНС (Siemens BT, Industrial Sector) http://sbt.siemens.ru