Архив:

Одинокий отец желает...

Мурманчанин Николай П. обратился в суд, чтобы его детей передали под опеку бабушке. Он не намерен устраняться от воспитания и содержания своих сына и дочек. Тяжелобольной мужчина хочет, чтобы государство на время помогло ему содержать детей. Сам прокормить их он пока не в состоянии. Сейчас вся его семья живет на бабушкину пенсию и случайные заработки одинокого отца.

Пришла беда

Жену Николая давно лишили родительских прав. Женщина злоупотребляла спиртным, и малыши ее мало интересовали. Она исчезла из поля зрения супруга, даже не думая платить алименты на ребят. Воспитанием детей занимались отец и бабушка. Долгое время семья жила вполне благополучно. Николай работал водителем, а потом пошел в море. Денег, которые он зарабатывал, на жизнь семье хватало. А у бабушки было еще достаточно сил, чтобы заботиться о внуках. Беда нагрянула неожиданно.

Три года назад Николаю поставили страшный диагноз: рак. Отец троих детей, воспитывавший их без матери, перенес серьезную операцию и курс химиотерапии. К счастью, мужчина остался жив, но здоровье его было подорвано.

Он все еще плохо себя чувствовал. Его физическое состояние осложнялось подавленным настроением. Мужчина понимал, что ему необходимо оформить инвалидность, но сил на очередное хождение по врачам не было. По-прежнему ходить в море он не мог, найти работу на полный рабочий день тоже не получалось. Кому нужен сотрудник, который горстями пьет таблетки и которого преследуют головокружение и постоянная рвота? Семье стало не хватать денег. На бабушкину пенсию особенно не разгуляешься, а уж прокормить и одеть на нее пять человек — просто немыслимо.

В ограничении отказано

Не имея возможности содержать дочек и сына, Николай обратился в органы опеки с просьбой ограничить его в правах и передать опеку над детьми бабушке, тогда она могла бы получать от государства пособие на содержание ребят. Эти деньги очень помогли бы семье.

По закону ограничение в родительских правах — мера временная. Обычно она вводится на полгода и применяется, когда нахождение ребенка с родителем грозит ему опасностью по обстоятельствам, от родителя не зависящим. Как правило, это физическое или психическое заболевание.

— Сами папы и мамы очень редко обращаются с просьбой ограничить их в родительских правах, — подчеркивает помощник прокурора Ленинского округа Мурманска Наталья Кузьмина. — В основном это, защищая интересы детей, делают органы опеки и попечительства и центр помощи детям. Недавно был случай, когда ограничить в правах требовалось женщину. Она инвалид по психическому заболеванию.

Ребенка у нее забрали после того, как женщина посыпала всю квартиру хлоркой и разложила по дому мокрое белье. Родительских прав ее не лишали. Она очень любит дочку и, когда у нее бывают просветления, приходит ее навещать в центр помощи детям.

При ограничении родительские права за отцом бы остались, но на срок его заболевания дети были бы переданы под опеку либо родным, либо государству. Подобный выход мог бы помочь этой семье. Однако суд отказал Николаю, сочтя последствия онкологического заболевания недостаточными для подобного решения.

За помощью — в прокуратуру

Но надо было на что-то жить. Николай и его мать решили обратиться в органы опеки и попечительства. Мужчина надеялся добиться передачи опеки над детьми бабушке. Органы опеки привлекли для решения вопроса прокуратуру, работники которой в подобной ситуации представляют интересы граждан в судах.

Вынести решение об ограничении в правах, которое позволило бы передать ответственность за детей другому человеку, должен был суд. Однако иск был возвращен в прокуратуру на основании того, что представленных документов было недостаточно. Но в качестве доказательств к иску были приобщены выписки из карты Николая, подтверждающие онкологический диагноз и факт сделанной ему сложной операции. В итоге ему было рекомендовано еще раз пройти обследование по месту жительства, а лучше подкрепить иск документами о присвоении ему группы инвалидности.

— Вместе с Николаем мы отправились в онкологический диспансер, — говорит Наталья Кузьмина. — Там врачи несколько скептически отнеслись к его жалобам на плохое самочувствие. По их словам, здоровье мужчины после операции уже должно было восстановиться, а если он до сих пор плохо себя чувствует, то это может быть результатом каких-то других болезней.

Николай сейчас готовится проходить обследование. Сколько оно займет времени, неизвестно. Ясно одно: ему вновь придется приспосабливаться к непростым обстоятельствам. Онкологический диагноз, хоть и в прошлом, не позволяет рассчитывать на работу моряком. Пока он нашел подработку, занимается ремонтом автомобилей.

Маленькие заложники

— Я пообщалась с мужчиной и его матерью, — подчеркивает Наталья Кузьмина. — Они оба произвели на меня очень благоприятное впечатление. Было видно, что на крайние меры этих людей толкнули тяжелые жизненные обстоятельства.

В рамках подготовки иска Наталья Кузьмина пообщалась с представителями школы, где учатся двое старших детей.

— Мальчику десять лет, второй по возрасту девочке — девять, а самой младшей — пять лет. — говорит она. — Очень умненькие и хорошие дети. Учителя и воспитатели ими не нахвалятся.

Социальный педагог рассказала прокурору, что школа в курсе проблем, с которыми столкнулась эта семья, и педагоги стараются делать все возможное, чтобы хоть как-то облегчить положение детей. Брат с сестрой обеспечены бесплатным питанием, им помогают с одеждой. Но подрастающим детям этого явно не достаточно.

Получается, что они в этой ситуации оказались в роли заложников. Ведь даже если больному одинокому отцу удастся получить медицинское заключение о тяжелом состоянии здоровья и суд ограничит его в правах, то опеку над детьми вряд ли передадут бабушке, учитывая ее преклонный возраст и то, что дети еще маленькие. Как говорят сотрудники органов опеки, есть некоторая вероятность, что ребята окажутся в детском доме. А подобного исхода их семья ожидает меньше всего. Ни отец, ни бабушка даже мысли не допускают о том, чтобы передать детей под опеку государства.

Ирина Тверитинова

Источник: vmnews.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ