Архив:

Трудности сурдопедагога

- Каждую минуту в классе я отдаю ребятам частичку того, что знаю и умею сама. Но мы общаемся не только на занятиях. Вместе и на переменах. Для них это важно, потому что многие не знают, как надо вести себя вне урока, - рассказывает о своей работе учитель 40-й липецкой школы Татьяна Петровна Котюхова, ставшая победителем городского конкурса «Учитель года» в номинации «Сердце отдаю детям».

Общайся, не обижайся

Как будто ничего особенного не сообщила мне моя собеседница, но, если учесть, что она работает со слабо- слышащими детьми, становится понятно, почему педагог акцентирует внимание именно на общении. Татьяна Петровна преподает русский язык и литературу, занимается развитием слуха и формированием речи у своих подопечных.

- Бывает, разбираем по литературе произведение, и ученики затрудняются объяснить словами поступки героев, - продолжает Татьяна Петровна. - У них нарушены мыслительные процессы. Чтобы понять текст, этим ребятам надо не только прочесть его, но и разобрать со словарем. Для формирования понятий мы используем уже знакомые словосочетания, обращаемся к подобным ситуациям, разобранным ранее.

Однажды в седьмом классе пытались понять, что означает слово «стыдно». Жест есть, понятия нет. Пришлось использовать их собственный язык.

Из-за сложностей в общении дети порой не понимают юмора и обижаются друг на друга без причины.

Взялся за гуж

Не говори, что не дюж. Эту поговорку не раз вспоминала моя героиня, сталкиваясь с трудностями в своей сложной работе. Перед ней каждый день стоит непростая задача - научить детей не только воспринимать информацию, но и транслировать ее. В обычных классах на протяжении всего урока говорит в основном учитель, дети слушают и пишут при необходимости. На занятиях Татьяны Петровны каждый ученик должен повторить все, что она произносит вслух. Так происходит накопление словаря и развитие способности пользоваться языком слов.

- Сейчас и у здоровых детей наблюдаются проблемы с речью, потому что они часто живому общению предпочитают компьютер, - констатирует педагог. - Не способствует развитию мышления и коммуникативных навыков и тестовая система проверки знаний.

Татьяна Петровна - классный руководитель у семиклассников, которые стараются принимать участие во всех школьных мероприятиях и конкурсах. В «Радуге творчества», например, они получили Гран-при за чтение стихотворений.

- Ребята порой делают невозможное, потому что у многих нарушена память, проблемы не только с речью, но и с эмоциональной сферой. Интересно, что им очень нравятся беседы на тему нравственности. Они не прочь поразмышлять о том, кто и какой совершил поступок, дать ему свою оценку. В этих случаях чаще используем жесты. Этот язык им ближе и понятнее. Но надеюсь, что к двенадцатому классу мои ребята все же будут с удовольствием разговаривать.

Дороги выбирают нас

Направление своей работы Татьяна Котюхова выбрала вполне осознанно. Примером была мама, заслуженный учитель Республики Казахстан. Надежда Евгеньевна преподавала математику. Дочь тоже привлекала педагогика, но несколько в другой области. После окончания школы не пройдя конкурс на логопеда, она устроилась работать воспитателем в Атбасарский интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Работать было очень трудно, - вспоминает моя собеседница. - Мне достались ученики начальной школы. Не хватало опыта и знаний. Но я понимала, что дети, у многих из которых наблюдалось явное психическое отставание, нуждались в моей помощи. Случались у нас и ссоры, и разногласия, но мы оставались друзьями.

После окончания дефектологического факультета Алма-Атинского педагогического института Татьяна Петровна вернулась в родной интернат уже в качестве специалиста. К работе сурдопедагога добавились занятия хореографией, которой она когда-то увлекалась. Костюмы для выступлений своих воспитанников молодой педагог добывал в районном Доме культуры.

В Липецк семья Котюховых переехала в конце 90-х. Выбор нового места жительства определился благодаря тому, что в нашем городе есть уникальная школа, в которой вместе с обычными детьми учатся глухие и слабослышащие ребята. С нынешними учениками Татьяна Петровна осваивает жестовое пение, чтение стихов и драматическое искусство.

Трудно? Конечно, даже с большим опытом работы моей героини. Но она уверена: если любишь свое дело, все осилишь.

Источник: lpgzt.ru