Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

"Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине"

За парты с обычными детьми сядут их сверстники с физическими ограничениямиВ Украине стартует первый проект по совместному обучению обычных детей и детей с ограниченными возможностями "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине", призванный коренным образом изменить отношение в обществе к проблеме инвалидности.

Канадцу Дарси Макферсону, преподавателю юридического факультета Университета Манитобы в возрасте одного года был установлен диагноз детский церебральный паралич. Еще через два года родителям мальчика врачи сообщили, что он не сможет освоить программу общеобразовательной школы. В принципе, родителям Дарси можно было не волноваться о получении образования их сыном, т.к. в Канаде для таких детей в то время существовали специализированные школы, но они хотели, чтобы их сын учился со своими сверстниками. У обоих супругов Макферсонов было высшее образование и они хотели, чтобы и их сын смог закончить ВУЗ.

В течение несколькихз лет Макферсоны боролись за то, чтобы обычная школа дала разрешение их сыну на посещение занятий. «К сожалению некоторые люди не только относились с непониманием, но и старались препятствовать моему обучению в общеобразовательной школе», - говорит Дарси Макферсон. Но в конце концов разрешение было получено. Хотя никаких дополнительных условий для его обучения никто создавать не собирался. В школу с Дарси приходила его мать, помогала сыну, который передвигался в инвалидной коляске, попасть из одного помещения в другое. Лишь через два года, когда учителя увидели, что мальчишка успешно овладевает школьной программой, ему предоставили ассистента.

Из-за физических ограничений Дарси было труднее, чем другим детям. Однако педагоги, убедившись в его способностях, шли ему навстречу. Он медленно писал и однажды в шестом классе очень огорчился, когда успел выполнить лишь 60% заданий по тесту. Однако учитель сказал ему, что будет оценивать только тот материал, который он смог выполнить, потому, что был уверен в том, что Дарси с таким же успехом ответил бы и на остальные вопросы, будь у него больше времени.

В университете дела парня пошли получше - у него было меньше препятствий в учебе. Преподаватели всегда старались войти в его положение - давали больше времени для выполнения тестов или специально для него изменяли письменный экзамен на устный.

Современным детям с ограниченными возможностями в западных странах попасть на учебу в обычную школу стало намного проще благодаря распространению инклюзивного образования. Но случилось это не так давно - Дарси Макферсон узнал о его сущестовании только на третьем году своего обучения в школе.

Дарси Макферсон доказал, что врачи ошибались, считая его неспособным учиться в обычной школе

Инклюзивная модель образования предполагает обучение детей с различными дефектами вместе с обычными сверстниками. При этом для детей с физическими ограничениями создают соответственные условия для обучения - в школах строят пандусы и специальные туалеты, в штате работают ассистенты педагогов, которые сопровождают учеников со специальными потребностями во время занятий, дети обеспечиваются транспортом, специальными учебниками (например, слепые дети - написанными шрифтом Брайля), другим учебным оборудованием.

Пилотные регионы

В Киев Дарси Макферсон приехал представить канадско-украинский проект «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине», который будет финансироваться канадским правительством. В конце октября был проведен круглый стол, посвященный запуску этого проекта, при участии ряда украинских министерств (Минобразования, Министерства труда и социальной политики, Министерства здравоохранения, Минэкономики, Министерства в делах семьи, молодежи и спорта и др.) и общественных организаций.

С канадской стороны ведущим участником проекта является Канадский центр изучения ограниченных возможностей (Canadian Centre on Disability Studies), который возглавляет Дарси Макферсон, а с украинской - всеукраинский фонд «Шаг за шагом».

Проект будет реализовываться в течение 5 лет в двух школах - № 95 во Львове и № 3 в Симферополе. На него будет израсходовано $4,7 миллиона.

Как отметила исполнительный директор проекта Ольга Красюкова-Эннс, сначала канадцы планировали привлечь к этой инициативе по пять школ из четырех городов - Львова, Запорожья, Симферополя и Днепропетровска. Однако со временем решили не распылять усилия и сконцентрироваться на двух учебных заведениях.

В Украине такой проект реализуется впервые. Он будет состоять из трех составляющих - образовательного компонента, законодательной составляющей и компонента социального развития.

Сначала будет проанализировано все законодательство в отношении людей с инвалидностью, существующее в Украине (более 50 законодательных актов и еще большее количество постановлений) и будет разработан подход для применения на местах.

На втором этапе, по словам Ольги Красюковой-Эннс, начнется непосредственная работа с учителями и директорами школ для преодоления барьеров, которые сейчас существуют для инклюзивного образования. «Учителя должны понимать, что инвалидность - это не то, что ребенок другой, а то, что в школе нет пандуса, по которому ребенок может попасть в школу, а обучаться он может по обычной программе», - говорит исполнительный директор проекта. Будут создаваться новые учебные планы и курсы для будущих учителей. Помощь в этом предоставит канадский колледж Грант МакЮен, в котором работает много специалистов по инклюзивному образованию.

В каждом из двух регионов к сотрудничеству будут привлекаться общественные организации и с их помощью будут создаваться инклюзивные центры. В таких центрах можно будет получить всю информацию по вопросам инклюзии - родителям детей с ограниченными возможностями, учителям, чиновникам. Таким образом будут объединены законодательные возможности одних с опытом других.

Почувствовать разницу как разницу

Однако главным моментом, который даст толчок развитию инклюзивного образования в Украине, является изменение отношения общества к людям с ограниченными возможностями.

Широкое внедрение такого образования в западных странах стало следствием распространения социальной модели понимания инвалидности. При такой философии разграничиваются понятия физических нарушений и инвалидности. Физические нарушения воспринимаются как серьезные заболевания, от которых никто в этой жизни не застрахован. Поэтому люди с физическими ограничениями воспринимаются как обычные члены общества, которые ничем не хуже других людей. «Разница не означает лучше или хуже. Разница означает разницу», - отмечает Дарси Макферсон.

Инвалидностью же считаются разные препятствия для нормальной жизни в обществе на равных с другими людьми для лиц с нарушениями здоровья. И это проблема не отдельного человека, а общества.

Предотвращает создание таких барьеров именно инклюзивное образование. "Когда дети с физическими недостатками получают образование вместе с обычными детьми, они не только учатся вместе, они еще и учат общаться и жить вместе", - отмечает Ольга Красюкова-Эннс. После обучения в обычных школах дети с ограниченными возможностями легче приспосабливаются к реалиям жизни.

В Украине же пока распространен сугубо медицинский подход к инвалидности. Ребенок с физическими ограничениями (а со временем и взрослый человек) часто оценивается лишь через призму болезни, а не через свои способности, как обычные дети. Поэтому врачи сразу советуют родителям отдавать ребенка лишь в специализированное учебное заведение. Таким образом, прямо в детстве формируется то ограниченное пространство, в котором на протяжении всей жизни человек с инвалидностью вынужден существовать и одолевать бесконечные барьеры.

Показательным является тот факт, что участники круглого стола сидели не за трибуной, а под ней. Руководитель проекта Дарси Макферсон просто не смог добраться до своего места в президиуме из-за отсутствия пандуса.

Участники круглого стола из-за отсутствия пандуса были вынуждены сидеть под трибуной

Нормативный барьер

Потребность в создании школ с инклюзивным образованием в Украине с каждым годом становится все более острой. По информации главы парламентского комитета по вопросам здравоохранения Татьяны Бахтеевой, оглашенной в феврале 2008 года, сейчас в стране начисляется 186 тысяч детей с инвалидностью, или 1,9% из всего количества детей. Каждый год этот показатель возрастает приблизительно на 10 тысяч человек.

По законодательству такие дети могут учиться в обычных школах, если это разрешает состояние их здоровья. А тех детей, которые нуждаются в создании дополнительных условий во время обучения, отправляют в школы-интернаты. Сейчас в Украине функционирует 387 специализированных учебных заведений, в которых учится 50,3 тысяч. детей.

Однако на протяжении последних лет в Украине уже появились положительные сдвиги в формировании модели общего, а не параллельного обучения обычных детей и детей с физическими ограничениями.

В 2001-2007 годах Министерство образования и науки вместе с Институтом специальной педагогики и фондом "Шаг за шагом" проводило научно-педагогический эксперимент по внедрению интегрированного обучения детей с физическими недостатками в обычных школах. От инклюзивного обучения оно отличается лишь тем, что для таких детей не создаются дополнительные условия во время учебного процесса.

В этом проекте были задействованы 23 школы из восьми областей Украины и приняли участие 364 ребенка с физическими ограничениями. В отчете по результатам этого эксперимента отмечается, что подобный опыт положительно повлиял на всех его участников - детей с инвалидностью, у которых возрос интерес к обучению и творчеству, их родителей, которые по-новому начинают воспринимать своих детей, обычных учеников, которые учатся толерантно относиться к другим людям и надлежащих образом ценить то, что дала им природа, учителей, которые начинают по-иному оценивать возможности учеников.

По результатам эксперимента подготовлен законопроект "О специальном образовании", где выписаны понятия интегрированного и инклюзивного обучения, тем не менее Верховная Рада не может его принять уже четыре года. Отсутствие законодательной базы на сегодня - один из основных барьеров, которая сдерживает развитие инклюзивного образования. "Инклюзия - это очень тонкое понятие, она предусматривает создание условий, т.е. дополнительные финансовые затраты. Но если закона нет, то и в бюджете они пока не предусмотрены", - подчеркивает Вера Шинкаренко, начальник отдела общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки Украины.

По материалам http://novynar.com.ua/